Анализ науки как формы организации общественных отношений в научной деятельности

Анализ институционализированной науки как формы организации общественных отношений в научной деятельности дает возможность выделить такие ее основные стороны. Наука как социальный институт представляет собой организацию людей, которые занимаются научной деятельностью. Внутри научные отношения получают характер связи между субъектами научной деятельности.

Поэтому наука как социальный институт является организацией не только людей, которые занимаются научной деятельностью, но и организацией ее материально-технической базы. Люди, профессионально занятые научной деятельностью, и материальные средства совершения этой деятельности являются теми элементами, которые необходимо организовать в социальный институт.

Итак, наука как социальный институт являет собой объединения профессионально занятых научной деятельностью людей и материальных средств ее проведения в образе системы организаций для выполнения функций осмысленного и целенаправленного управления научной деятельностью.

Несомненно, наука — очень сложный и многоаспектный социальный феномен. Она одновременно является системой объективных знаний и определенным видом деятельности людей, средством познания мира, важным фактором развития производства и орудием преобразования мира.

Системный подход к изучению науки дает возможность определить ее внутреннюю природу как определенную целостную систему, что представляет собой органическое соединение взаимосвязанных сторон: научного знания і научной деятельности. Будучи такой системой, наука играет роль социального института.

Другими словами, система научной деятельности представляет собой процесс циклического движения научного знания. Научное знание в этой системе переходит из состояния покоя в состояние развития, то есть из состояния опредмеченой научной деятельности в состояние живой научной деятельности и наоборот.

Представление о науке как целостной социальной системе необходимо прежде всего для того, чтобы раскрыть внутренний механизм ее саморазвития. Такой подход к науке дает возможность выработать системное представление о ее внутренней структуре.

Наука, таким образом, выступает как социальный организм, который охватывает деятельность людей, направленную на получение научного знания, средств этой деятельности и непосредственный продукт — научное знание. Ядром такого организма является научная деятельность, без какой нет других компонентов науки. Целостность же его базируется на том, що наука всегда выходит не только из познания действительности, но и из научного знания; научное знание в свою очередь активно влияет на неё и органически вплетается в её материю, то есть является продуктом предыдущей и средством следующей научной деятельности. Рассмотрение науки как единства опредмеченой деятельности (знания) и живой деятельности (полученное знание) переходит традиционную ограниченность логико-гносеологического и философско-социологического подходов к неё.

Рассмотренные составляющие элементы системы «наука», неразрывно связаны между собою, обуславливают способность науки исполнять определённые социальные функции, что играет важную роль в развитии общества. Реализуя свои социальные функции, наука включается в процесс развития как его интегрирующий фактор, а цели общества становятся органическими стимулами развития науки. Социальные функции науки носят объективный характер и определяются общественными потребностями.