Артур Шопенгауэр (1788 – 1860)

Купеческому сыну Артуру Шопенгауэру, казалось, самой судьбой была уготована профессия коммерсанта. А он стал философом, к тому же великим.

Отец Артура Шопенгауэра Генрих-Флорис, как только мог, пытался привить сыну стремление заниматься семейным делом – торговлей. С этой целью он несколько раз путешествовал с женой и Артуром по Европе. Но, к его великому огорчению, Артур уже в ранние годы не обнаружил ни малейшей склонности к торговому делу, зато проявил интерес к отвлеченным наукам. В последствии Шопенгауэр не раз высказывал сожаление о напрасно потерянном времени в этих интересных, но чуждых его наклонностям поездках. В конце концов, отцу все же пришлось уступить желанию сына получить классическое образование. Правда, учился Артур не в Германии, а в Англии. В январе 1805 года Артур, окончив гимназию, по желанию отца поступил в торговую контору гамбургского коммерсанта и сенатора Иениша. Но, через несколько месяцев, отец Артура Генрих-Флорис неожиданно умер в результате несчастного случая. Смерть отца Артур переживал тяжело, она была им воспринята как личная трагедия. Потрясенный кончиной отца, Артур из уважения к памяти покойного родителя некоторое время еще продолжал работать в торговой конторе. Но рядом с бухгалтерскими книгами на его столе всегда лежала философская литература. Мать предоставила Артуру полную свободу выбора своего жизненного пути. Артур переезжает в Веймар, чтобы подготовиться к поступлению в университет. В 1809 году Шопенгауэр поступил в Геттингенский университет. Сначала он записался на медицинский факультет, но затем, увлекшись Кантом и Платоном, перешел на философский. Будучи по характеру человеком замкнутым, Артур никогда не принимал участия в шумной студенческой жизни, и круг его знакомств ограничивался лишь несколькими близкими ему по духу студентами. В 1811 году Шопенгауэр переехал в Берлин, куда его привлекла высокая философская репутация Фихте. Помимо философии, Артур продолжал усердно изучать физику, химию, астрономию, физиологию, анатомию, а также не мало внимания уделяя иностранным языкам.

В 1812 году обозначились разногласия Артура с матерью. Надо отметить, что еще в юности в характере Артура развились задатки пессимизма, которые наложили отпечаток на его жизнь и философские взгляды. Шопенгауэр всегда считался «певцом пессимизма» (кстати, сам термин «пессимизм» им же и придуман). «Жизнь,- писал он,- весьма сомнительная вещь. И я решил посвятить своё творчество размышлением о ней».

Кроме того, ему были свойственны и другие черты, не встречавшие понимания у родных, - вера в свою непогрешимость, угрюмость, замкнутость, мания величия. Не последнюю роль здесь сыграли врожденные расстройства нервной системы.

В 1810-е годы могла решиться личная жизнь Шопенгауэра. В то время он увлекся известной актрисой Ягеман, но планам о женитьбе не суждено было сбыться. В последствии Шопенгауэр так и не решился обзавестись семьей, оставшись до конца жизни холостяком.

В 1814 году Шопенгауэр переехал в Дрезден, где написал своё главное сочинение «Мир как воля и представление». К сожалению, судьба первого издания этой книги оказалась плачевной. Было продано всего несколько десятков экземпляров, остальное издатели вынуждены были превратить в макулатуру. Философия Шопенгауэра оказалась чуждой тогдашним философским взглядам, которые царили в Германии. В этом философ убедился довольно скоро, после года неудачной преподавательской деятельности в Берлинском университете. В 1831 году из-за эпидемии холеры Шопенгауэр окончательно покинул Берлин и переселился во Франкфурт-на-Майне. В этом городе он прожил 30 лет, почти никуда не выезжая. Здесь философ вел размеренный образ жизни, сторонился участия в местной жизни, проводил все свое время за чтением или письменным столом. В это время из-под его пера выходит одна из самых умных и светлых философских книг – «Афоризмы житейской мудрости».

Шопенгауэр скончался 21 сентября 1860 года. Согласно завещанию философа, его похоронили на фракфутском кладбище.

Спустя десятилетия наследие великого философа получило-таки должное признание. Его произведения, не оцененные по достоинству современниками, в ХХ веке превзошли по популярности труды многих известных мыслителей.