Диалектика и метафизика

2 противоположных метода философии и науки.

Понятие диалектика в античности в Древней Греции означало искусство ведения беседы, дискуссии, спора. В дальнейшем под диалектикой стало пониматься всеобщая теория развития и соответствующий ей метод исследования – диалектический. Диалектика – философское учение о всеобщем и полном движении, изменении, развитии, о наиболее общих законах развития мира и о всеобщих связях существующего в мире. Составная часть философии.

Понятие метафизика впервые в встречается в работах Аристотеля и оно означало часть его труда, который располагался за физикой и в котором рассматривались более абстрактные, общие вопросы, чем собственно в физике. В дальнейшем под метафизикой стала пониматься определенная концепция изменения, движения и соответствующий ей метод исследования. Это было тогда, когда естествознание еще только накапливало сведения о явлениях природы, поэтому явления, процессы, предметы природы рассматривались вне связи друг с другом и как неизменные, раз и навсегда данные. Но когда таких сведений о явлениях природы было накоплено много и потребовалось установить взаимосвязи между ними метафизический метод оказался ограниченным, односторонним, не способным решать новые задачи. На смену ему приходит диалектика, как последовательно-научная теория, последовательно-научный метод исследования.

Противоположность диалектики и метафизики состоит в следующем. С позиции метафизики предметы, процессы, явления мира рассматриваются: 1 – вне связи друг с другом и вне взаимовлияния друг на друга.

– в основном как неизменные, раз и навсегда данные, если и признаются изменения, то они понимаются упрощенно, как увеличение или уменьшение чего-либо, т.е. только как количественные изменения, но отрицаются коренные качественные изменения. 3 – не раскрывается внутренний источник, причина движения, изменения, развития предметов, процессов, явлений. С позиции диалектики вещи, предметы, процессы рассматриваются: 1 – во взаимосвязи друг с другом и во взаимовлиянии друг на друга. 2 – в движении, изменении, развитии при этом в единстве постепенных количественных и коренных качественных изменений. 3 – раскрывается внутренний источник, внутренняя причина движения, изменения, развития любых предметов, процессов, явлений, которыми являются внутренние противоречия.