Диалектика и метафизика

Страница 10

Антиподом диалектики яв­ляется МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ МЕТОД. Термин "метафизика" (от лат. та мета та физика - буквально "то, что следует после физики) был введен в 1 в. до н.э. комментатором Аристотеля А. Родосским. Систематизируя произведения великого древнегреческого мыслите­ля, он расположил "после физики" те из них, где речь шла об общих вопросах бытия и познания, о "первой философии" (о сущно­сти, причинах и т.д.), в отличие от "второй философии" - час­тно-научного знания.

В современном обществознании ПОНЯТИЕ "МЕТАФИЗИКА" ИМЕЕТ ТРИ ОСНОВНЫХ ЗНАЧЕНИЯ:

ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА О ВСЕОБЩЕМ, исходным прообразом которой и было учение Аристотеля о "первых родах сущего". Так, крупный немецкий философ XX в. М. Хайдеггер рассматривал ее как "род познания, имеющий предметом сущее в целом". Основные ее категории - это предельные понятия, "охватывающие" одновремен­но и объект, и субъект познания.

Особая философская наука - ОНТОЛОГИЯ, УЧЕНИЕ О БЫТИИ КАК ТАКОВОМ, независимо от его частных видов и в отвлечении от вопросов теории и логики познания. В этом значении данное понятие употреблялось как в прошлом (Декарт, Лейбниц, Спиноза и др.), так и в настоящем, особенно в современной западной фи­лософии.

ФИЛОСОФСКИЙ СПОСОБ ПОЗНАНИЯ (МЫШЛЕНИЯ) И ДЕЙСТВИЯ, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу. Име­нно об этом аспекте понятия "метафизика" (антидиалектика) ниже и будет идти речь.

Самая характерная, существенная черта метафизики - ОДНОС­ТОРОННОСТЬ, абсолютизация одной (безразлично какой именно) стороны живого процесса познания, или шире - того или иного элемента целого, момента деятельности в любой ее форме.

Метафизика, как и диалектика, никогда не была чем-то раз навсегда данным. Она изменялась, выступала в различных истори­ческих формах, из которых можно выделить две основных:

"СТАРАЯ" МЕТАФИЗИКА была характерна для философии и науки в XVII-XIX вв. (метафизический материализм, натурфилосо­фия, философия истории и т.д.). Специфика этой формы метафизи­ки - отрицание всеобщей связи и развития, отсутствие системно­го, целостного взгляда на мир (мышление по принципу "или-или"), убежденность в завершенности всех мировых связей.

НОВАЯ МЕТАФИЗИКА, в отличие от старой, не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие. Это выглядело бы абсурдом в эпоху громадных достижений науки и общественной пра­ктики. Особенность антидиалектики в новой форме - сосредоточе­ние усилий на поисках различных вариантов ИСТОЛКОВАНИЯ, интер­претации развития. Развитие здесь может пониматься следующим образом:

а) как простой, всеобщий и вечный рост, увеличение или, наоборот, уменьшение (т.н. "плоский эволюционизм"), т.е. как только количественные изменения,

б) как только качественные изменения, цепь сплошных скач­ков ("катастрофизм");

в) как повторение, монотонный процесс, имеющий строго ли­нейную направленность ("развитие по прямой линии");

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12