Элементы логической структуры науки

Страница 2

Суждения и понятия в теории образуют определённое единство, которое находит своё выражение в объединяющем начале, которое отображает важную для данной совокупности явлений связь. Таким образом, теорию можно определить так: система научного знания, которая описывает и объясняет определённую совокупность явлений, даёт знания реальных основ выдвинутых положений и сводит открытые в данной отрасли закономерные связи к единому объективному началу.

Следует также отметить, что начиная с XIX ст. происходит создание теорий, которые объединяются в одну на основе единой идеи.

Для понимания сути этого процесса необходимо выяснить логико-гносеологическую функцию идеи, в которой органически соединяются два момента, необходимые для науки: объективно-истинное отображение действительности и создание форм её преобразования из установлением средств практической их реализации. Перший момент выражает наблюдательную сторону знания, а другой — действенно - практическую. В идеи они слиты воедино и благодаря этому идея выступает своеобразным гносеологическим идеалом, к которому стремиться познание. Наконец, наука создаёт теории для того, чтоб творить идеи — формы, в которых человек достигает своей цели в отношении преобразования действительности. Чтоб утвердить себя в мире, знание должно стать идеей.

Чтоб сформировать идею, необходимы знания не только про объект, а и про субъект, его цель и стремления, общественные потребности, про средства и пути внедрения теоретического знания в жизнь.

Любая научная идея — исторически проходящий идеал познания, который со временем перестаёт быть идеалом, а субъект достигает знания большей объективности и полноты с большими реальными возможностями для реализации, а поэтому создаёт новый идеал.

Идея — это конец знания и начало речи. Идея реализуется не только в практической, но и в теоретической деятельности человека. В строении науки идея выполняет синтезирующую функцию, объединяет знания в определённую единую систему теорий. Развитие современного научного знания, что по своему характеру является интегральным, требует дальнейшего углубления совместных исследований в науке. Интегративные процессы в современной науке делают необходимым междисциплинарный, комплексный подход к исследуемым проблемам. Такой подход становится одной из главных особенностей развития науки в современных условиях, так как в его основе лежат глубокие качественные преобразования в практике научно-технического и социального прогресса, что обуславливает укрепление связей между разными структурными уровнями объектов, ускорение темпов познавательных процессов.

Страницы: 1 2