Этические аспекты проблемы жизни и смерти

Страница 2

Вариантом, хотя и весьма специфическим, эвтаназии выступает суицид (самоубийство). Процент покончивших с собой лиц в любом обществе остается достаточно велик. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире насчитывается более 500 000 самоубийств и около 7000000 попыток совершить таковое. В среднем, около 20% из этого количества составляют психически больные люди и еще 30% близкие к ним по характеру патологии алкоголики. Вторая половина – это психически и физически в основном здоровые, но по разным причинам разочаровавшиеся в жизни люди. Показательно, что суицидность возрастает не только в кризисные, но и в относительно благополучные периоды развития той или иной страны. На протяжении среднестатистической человеческой жизни имеется несколько суицидных пиков — это подростковый, юношеский; средний, вершинный; пожилой, старческий возрасты, когда давление обстоятельств на человека становится самым тяжелым.

Отношение общества к суициду зависит от его культуры и политического устройства. На Востоке с его фатализмом, распространением таких религий, как ислам и буддизм, суицид чаще приветствуется — как выражение геройства человека, следующего долгу (самый известный пример — ритуальное, публичное самоубийство харакири в самурайском кодексе бусидо), просветления-нирваны. На Западе, в зоне христианской культуры самоубийство считается одним из самых страшных грехов – восстанием против Бога. Покончивших с собой лишают церковных таинств отпевания и погребения на общем кладбище. При тоталитарном режиме самоубийца считается сумасшедшим или преступником, заслуживающим наказания. Так, по морскому уставу Петра Великого неудачливого и разоблаченного матроса-самоубийцу надлежало привести в чувство и без суда повесить. В СССР большинству выживших самоубийц угрожало заточение в психиатрическую лечебницу и принудительное лечение. В демократических странах за личностью остается право не только на жизнь по своей воле, но и на смерть в безвыходных для нее условиях. Тогда кандидат в самоубийцы становится пациентом психологов и благотворительных служб.

Смертная казнь — проблема скорее социально-политическая, нежели биоэтическая. Это понятие применимо к высшей мере наказания за те или иные преступления, устанавливаемой государством. Смерть — главный инструмент государственной власти, без применения или угрозы которого ее не станут воспринимать всерьёз. Многие века смертная казнь, в том числе в самых жестоких формах, применялась самыми разными государствами и их противниками. К нашим дням целый ряд стран сочили возможным сузить сферу ее применения или отменить ее вовсе. В середине 1990-х гг. смертная казнь была полностью отменена более чем в 70 странах, а в более чем 90 сохранена. Правда, в значительной части последних (примерно половине) эта мера наказания фактически не применяется уже несколько лет; она сохранена для особых обстоятельств (военного времени и т.п.) и за отдельные экзотические преступления (вроде шпионажа, угона самолетов, убийства заложников, наркоторговли, пиратства). Сохранили смертную казнь все арабские страны (в том числе за гомосексуализм, изнасилование, измену супруги и т.п. отступления от строгого ислама), Китай, ряд среднеазиатских и африканских государств, а также 38 штатов США.

В качестве показательного примера недавно возникшей проблемы биоэтического плана можно привести также клонирование – процедуру выращивания нового организма из одной-единственной клетки другого организма, т.е. размножения внеполовым, лабораторным путем. Эта методика появилась в растение - и животноводстве, как один из способов селекции лучших сортов растений, пород скота. Уже получены вполне жизнеспособные, взрослые особи клонированных животных (мышей, овец, др.). В последнее время учёные и журналисты обсуждают возможность клонировать человека, в том числе из сохранённых клеток уже умерших людей. Речь идёт о получении наших биологических копий, искусственных близнецов. Так, можно повторить умершего родственника, понравившегося родителям ребенка и т.п. Церковь и политики консервативного толка выступают однозначно против клонирования. Воздействия на клонируемую клетку сильными раздражителями (электричеством, химическими реактивами) способны повредить целый генотип, получить по клонируемой линии потомство с врожденной патологией необычного типа. Кроме того, повторяя организм, невозможно повторить душу, психику личности. Появление разных личностей в одинаковых телах чревато в свою очередь неконтролируемыми социально-психологическими последствиями. Уже появились группы экстремистов, заявившие о подготовке клонирования людей, в том числе исторических личностей прошлого, вроде Гитлера. Заниматься этим экспериментом они намерены на корабле в международных водах, дабы уйти от судебного преследования в своих странах (за попытку изготовления человеческого двойника в странах, запретивших это, предусмотрено от 5 до 20 лет лишения свободы).

Страницы: 1 2 3