Философия культуры

Страница 2

В философии культуры сложилось несколько оригинальных концепций цивилизации, которые служат своеобразной методологией анализа феноменов культуры. Цель этих концепций – осмыслить культуру (а в ее контексте и цивилизацию) как многообразную, многофакторную социальную модель жизнедеятельности народов и обществ.

1. Одна из теорий цивилизации развивалась на основе этнического критерия и его влияния на исторические циклы жизни. Это так называемая этническая концепция (авторы Ф. Гизо, Л. Гумилев).

В истории народов существует специфическое ядро, которое дает ему возможность устоять выжить и развиваться. В основу его положено ряд принципов и все они выражаются посредством цивилизационной силы народа. Гумилев называет эти силы пассионарностью – накоплением популяционных признаков, представляющих специфический, уникальный, жизнестойкий образ народа. У других авторов этнический критерий выражается в расовых признаках. Место жизни нации определено этническим духом, божественной предначертанностью, “единством крови” и пр. Достаточно известная идеологическая платформа, имеющая известный финал.

2. Концепция А. Тойнби. Она представляет собой своеобразное продолжение взглядов О. Шпенглера о круговороте локальных цивилизаций. Его основная работа – “Постижение истории”.

Всякая цивилизация проходит стадии возникновения, роста (развития), надлома и разложения (уничтожения). Кроме этого, существуют культуры - цивилизации развивающиеся, застывшие (неразвитые) и мертвые. Цивилизация – это историческая целостность, согласующая функционально и содержащая в гармонии “социальное тело”: экономику, политику, духовность и пр. феномены социальной жизни. Развитие цивилизации происходит под воздействием “творческого начала” элиты, творцов культуры, некоего мистического двигателя, “жизненного порыва”. С другой стороны, для общественного развития требуется специфическая (сложная, неблагоприятная, “вызывающая”) природно-социальная среда. Этот вызов обществу способствует тому, что творческое меньшинство стремится решить возникающие проблемы, организует инертные массы, “нетворческое большинство”. В результате происходят многие достижения, складываются ценности, совершенствуется жизнь и общество, таким образом, находится на прогрессивном пути развития. (подробнее: Гуревич П.С. Культурология. – М., 1998. – С. 84 - 93)

3. Концепция П. Сорокина. Выступает с критикой положений Шпенглера – Тойнби (организм, органика и пр.). Под цивилизацией понимает объединяющее начало нескольких социокультурных систем. Это – интегрированная социальная реальность, основанная на всеобщих общепринятых, конкретных принципах и социальных ценностях.

Поскольку культура складывается из 3-х систем (сенситивная, идеациональная, идеалистическая), она образует суперсистему, части которой должны взаимодействовать друг с другом.

Однако, сенситивная (чувственная) реальность, гедонистические ценности и нормы, материальные, утилитарные ориентации (благосостояние, власть, уют и пр.) подавляют божественные предначертания, символы веры. Истиной становится конечная предметная данность; духовность, сакральность вытесняются из сферы разума. Поэтому средневековая спиритуалистическая культура в Новое время заменяется сенситивной культурой, которая и приняла главенствующие формы в настоящее время. Современная ситуация становится кризисной, поскольку цивилизация (объединение разнородных культурных систем) не выполняет своего предназначения. Рациум был отвергнут и утерян, идеациональные принципы (Бог, святость, заветы), Европа уступает первенство Америке, которая, в свою очередь, отдает его Востоку.

Взаимосвязь культуры и цивилизации.

1) Культура отождествляется с цивилизацией (А. Фон Гумбольдт), эти понятия не разводятся, они – синонимы.

2) Они – стадии друг друга, как стороны медали. Развитие человека предполагает искусственно созданные им черты и сферы цивилизация (интеллект, прагматизм) и гуманитарные качества (культивирование ценностей, творчество, религия, мораль).

3) Изначально человек обладает врожденными чертами ( наследственно). Это – биологический человек с наиболее устойчивыми программами поведения (инстинкты, шаблоны). Совершенствуясь, человек приобретает ряд навыков поведения – общепринятых образцов. Это – культурный человек. Но есть, помимо этого, случаи сложных жизненных ситуаций, в которых человек должен искусство приспосабливаться к динамичным, сложным перепетилиям жизни. Это – цивилизованный человек.

Страницы: 1 2 3