Философия техники
Философия техники (“метафизика машины”) как отрасль философского знания зародилась в XIX в. Ее яркими представителями были Э.Капп, П. Энгельмейер. Некоторые мыслители приветствовали и восславляли технический прогресс, другие относились к нему с осторожностью, иные в оценках были пессимистами, антитехнократами.
В русле философских размышлений над будущим технического общества своей оригинальностью выделяется так называемая “теория мегамашины”. Ее автором принято считать английского ученого Мамфорда
Суть теории в следующем.
Машина как созданная из природных элементов искусственная среда выступает связующим звеном между обществом, человеком и природой, космосом (универсумом).
До определенного времени машина - огромный помощник человеку как снятие мускульных усилий в производстве. Но открытие парового, а затем электродвигателя и двигателя внутреннего сгорания подняли статус машины на автономный уровень.
Мир переориентируется с человека (антропоцентризм) на технику (техноцентризм и технократизм). Машина становится не связующим а координирующим, организующе-управляющим центром культуры и цивилизации.
Техника образует новую сферу, новое переустройство мира, так называемую мегамашину: машина (техника) в центре, человек рядом либо в ней как ее часть, вокруг машины другие машины и агрегаты, а также мощная инфраструктура полностью зависящая от технической вооруженности общества. Это все и составляет своеобразную мощную техническую сферу жизни.
3. Кризисные явления техногенной цивилизации и ее перспективы
С появлением подобных рассуждений складываются противоречивые взгляды на роль техники в обществе. Самая радикальная их них - концепция “восстания против машин”, смысл которой сводился к стремлению уничтожить все зло в мире, связанное с техническим прогрессом. Видными представителями таких взглядов были христианские религиозные деятели, облачая технические изобретения в “лик сатаны”.
В многочисленных высказываниях русского философа Н. Бердяева отмечается панический страх перед будущим техническим господством. Все чаще в его работах звучит вопрос о том, как обуздать военную технику, преодолеть технологический детерминизм?
С другой стороны, нельзя не видеть экономическую выгоду (эффект) результатов системного и полномасштабного использования технически совершенных производств.
а) повышение рентабельности производства;
б) создание товаров с низкой себестоимостью;
в) гибкость и модернизация производства;
г) интенсификация производства и пр.
Одна из серьезнейших опасностей технической цивилизации – автономизация бытия машины, выход ее за сферу контроля со стороны человека.
Кроме того, широкомасштабное использование техники влечет отрицательные глобальные экологические последствия.
Все это и другое вызывает глубокую озабоченность среди современных философов, ученых, инженеров.