Философские основания педагогики П. Ф. Каптерева и востребованность идеи духовного развития личности в современном образовательном пространстве
Таким образом, П. Ф. Каптеревым предлагалась новая философия образования, которая строилась не на доминировании интеллектуальной, рациональной направленности, а на приоритете таких ценностей образования, как духовность, стремление к овладению истиной. Ученый определил онтологическую картину приоритетных ценностей народа: вечный поиск истины, стремление к Абсолюту. Исходя из этого, основанием новой системы образования для Каптерева являлся гуманистический характер школы, постановка и решение в ней важнейших духовных вопросов, признание в качестве непреходящей ценности свободы творческого духа человека. В современном образовательном пространстве философско-педагогический опыт образования XIX века обретает актуальность в силу своей законоосновательности и способности духовного спасения цивилизации.
Примечания
- Бердяев Н. А. Философия свободного духа. – М., Республика, 1994.
- Бердяев Н. А. Судьба России. – М., Изд-во МГУ, 1990.
- Вернадский В. И. Антология гуманной педагогики. – М., 2001.
- Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательный концепций). – М., Изд-во «Совершенство», 1998.
- Гребенюк Н. И. Законы познания и методология педагогики. – Ставрополь, Изд-во СГУ, 2001.
- Каптерев П. Ф. Педагогический процесс. - С-Петербрургъ. Типо-Литографiя Б. М. Вольфа. Разъезжая, 15. – 1905.
- Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. – М., Педагогика, 1982.
А.В.
Федоренко,
СГУ, г. Ставрополь