Философское понимание бытия и развития мира

Страница 5

Микромир или мир элементарных частиц имеет величину от 10 в -8 степени до 10 в -13 степени см.кв. Сюда относятся: 1) поля (гравитационные, ядерные, электромагнитные), 2) молекулы и атомы, 3) плазма, 4) элементарные системы (элементарные частицы и физический вакуум), 5) субэлементарные частицы, кварки, ядра, 6) элементарные частицы (различающиеся по силе взаимодействия: ароны, лептоны; по заряду: протоны, нейтроны, позитроны и пр.).К микромиру принадлежат составляющие тела элементы органической и неорганической природы. Взаимосвязь их является фундаментальным генетическим основанием для образования тел: в биологии - клетка, в физике - элементарные частицы.

Источники и характер его изменения.

Источники: открытость системы, взаимодействие элементов самоуничтожимость без смены состояний; объективный и противоречивый, направленный и закономерный характер.

Движение, пространство и время как характеристики бытия.

Движение рассматривают в качестве атрибута материи, которое отражает любые взаимодействия и изменения состояний предметов, явлений и их свойств.

Формируется понятие движения в античной философии. Несколько точек зрения:

1) Гераклит воспринимает материю, которая всегда находится в движении. “Все течет, все изменяется”, “В одну реку нельзя войти дважды”. Движение и материя находятся в единстве.

2) Демокрит: движение воспринимается как нечто внешнее по отношению к материи. Движение внутреннюю сущность атома не раскрывает.

3) Кратил: абсолютизируя изменчивость (“В одну реку нельзя войти и единожды”), утверждает невозможность познания сущности движения.

4) Зенон (Элейский): поставил под сомнение само существование движения, выдвинув ряд парадоксов (“апорий”) между видимым и мыслимым движением.

В Новое время складывается механистический взгляд на движение:.

а) оно рассматривается как частное и внешнее по отношению к объектам;

б) понимается в узком смысле как перемещение в пространстве;

в) понятие движения не соотносится с понятием изменения.

В XIX в. в связи с открытиями в области физики (закон сохранения и превращения энергии) возникает ряд научных парадоксов. Теория энергетизма (Оствальд) утверждает: поскольку понятие материи абстрактно, оно в науке несостоятельно. Материя исчезает, а существует чистая энергия, неуничтожимая и без материального носителя. Проблема неизвестных форм энергии актуальна и сейчас: НЛО, гуманоиды и т.д. Теория “тепловой смерти Вселенной” (Р. Клаузис, У. Томпсон) обосновывает, что в процессе превращения энергии она преобразуется в теплоту, которая, распространяясь по всей Вселенной, приведет ее к гибели, т.к. все физические процессы прекратятся, а обратный процесс невозможен. Но во втором законе термодинамики речь идет об энтропии в закрытых системах, Вселенная же - система открытая и безграничная.

Ф. Энгельс в “Диалектике природы” и “Анти-Дюринге” показал, что материя без движения также немыслима, как и движение без материи. Движение есть изменение вообще. Движение как и материя объективно, всеобщее, универсально. Оно характеризуется противоречивостью, одновременно и абсолютное, и относительное, устойчивое и изменчивое, неуничтожимое и несотворимое, многоплановое и многоуровневое.

Страницы: 1 2 3 4 5 6