Философское учение о сознании

Проблему сознания по-разному решают различные мировоззренческие направления. С позиции идеализма сознание – первооснова, субстанция всего существующего. С позиции метафизического материализма сознание рассматривается в основном как пассивное отражение действительности. На человека из внешнего мира действуют различные раздражители и которые чисто механически отражаются в сознании. С позиции вульгарного материализма Бюхнера, Фогта сознание представляет из себя материальное явление (разновидность материи). Они утверждали, что мозг также излучает мысль, как печень, например, выделяет желчь, т.е. они отождествляли биологические, физиологические процессы, закономерности функционирования человеческого организма и закономерности функционирования его сознания, на самом же деле закономерности функционирования сознания качественно отличаются от биологических, физиологических закономерностей. Представители гилозоизма считали, что вся материя обладает сознанием. Спиноза писал: «Камень тоже мысль». С позиции диалектико-материалистической философии сознание вторично по отношению к материи, сознание – отражение материи, но не пассивное, чисто механическое, а активно творческое, преобразующее. Если животные, например, лишь приспосабливаются к природе, то человек проникает вглубь, в сущность явлений природы и общества, раскрывает законы природы и общества и использует их в своей практической деятельности. С позиции диалектико-материалистической философии сознание не присуще всей материи, оно представляется собой свойство лишь высокоорганизованной материи, человеческого мозга и это доказывают медицина, психология, физиология, другие науки. Нарушения в деятельности мозга приводят серьезным нарушениям и в самом сознании. Человек, например, может лишиться пространственных ориентацией и вообще разума. С позиции диалектико-материалистической философии сознание имеет социальную природу своего происхождения, т.е. оно возникло в обществе и может нормально функционировать и развиваться только в обществе. Т.о. сущность диалектико-материалистического понимания сознания состоит в следующем: 1. сознание вторично по отношению к материи. 2. сознание есть высшая форма отражения действительности. 3. сознание есть функция высокоорганизованной материи. 4. сознание имеет соц-ю природу своего происхождения.