Гражданское общество: понятие, основа, структура, признаки и функции

Страница 2

В социально-политической сфере в структуру гражданского общества входят негосударственные общественно-политические организации и движения; различные формы общественной активности граждан (митинги, демонстрации, сходки и др.); органу самоуправления по месту жительства; избирательные блоки; негосударственные средства массовой информации; спортивные, молодежные объединения; благотворительные фонды и др.

Входят ли политические партии в структуру гражданского общества? На этот вопрос нет однозначного ответа. Если какая-либо партия является правящей (например, КПСС в СССР) и вливается в государственную структуру, во властные органы государства, то такая партия не входит в структуру гражданского общества.

В духовной сфере структурными элементами гражданского общества являются объединения писателей, актеров, литераторов, научных работников, учителей и др. Например, Союз писателей, Союз журналистов, Союз кинематографистов и др. Сюда же входят многочисленные организации, выполняющие национальный и человеческий долг. Например, группа "Поиск" - народный союз по охране памяти о погибших; союз солдатских матерей; благотворительные, религиозные объединения и др.

Признаки гражданского общества.

1. Наличие в обществе свободных частных владельцев средств производства.

2. Развитость и разветвленность демократии, самоуправления.

3. Правовая защищенность граждан.

4. Высокий уровень гражданской культуры, правового и политического сознания

5. Формирование нового человеческого типа. Личность гражданского общества - это человек, обладающий всей полнотой прав и свобод. ориентированныйна созидание, творчество, гражданские отношения, способный и желающий рассчитывать на собственные силы, на соревнование и конкуренцию, на выделение себя как индивидуума из обшей массы.

Функции гражданского общества.

1. Защита прав и свобод граждан и их объединений от незаконного вмешательства в их жизнедеятельность государства и его органов.

2. Организация общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и правил добросовестной конкуренции.

3. Участие в формировании органов демократического правового социального государства.

4. Повышение профессионализма и деловой квалификации членов бъединения.

5. Участие в управлении различными социальными учреждениями (домами отдыха, спортивными комплексами и др.).

6. Выработка оптимальной стратегии взаимодействия с государством и его органами.

Гражданское общество и государство.

Эти понятия чрезвычайно актуальны для современной России, поскольку более чем тысячелетнее развитие государственности в нашей стране не совпадало с развитием гражданского общества, с осознанием миллионами людей своей роли не как подданных того или иного государя, но как граждан. Слово "гражданин" вошло в русский язык со времен Радищева и восходит к древнеславянскому "град", т.е. город. Гражданин - житель города, полиса в античной Греции. Интересно отметить, что в античном мире граждан, занятых делами города, государства, называли "политикос", а людей, занятых только частной жизнью, обозначали как "идиотикос", т.е. как обывателей. Аристотель дал развернутую трактовку гражданского общества и государства, считая, что в последнем целью каждого гражданина является достижение всеобщего блага.

В последующей истории философской мысли подчеркивалось, что государство призвано контролировать сферу реализации частных интересов, что собственно и позволяет развиваться гражданскому обществу, а не превратитъся в арену "Войны всех против всех". С другой стороны, в концепции К. Маркса Гражданское общество определялось социально-экономическими отношениями капиталистической формации. Исчезновение классовых антагонизмов должно было, по его мысли, привести к исчезновению насилия и государства. Отношения между гражданским обществом и государством сравнивались с отношениями между индивидуальной свободой и публичной властью, т.е. насилием. В этом собственно и заключена основная философская проблема в понимании общества, государства и человека. Без власти и насилия одних над другими не может существовать никакое государство, на что обратил внимание еще Макиавелли. Суть государства не в силе или насилия, а в опоре на общественное мнение граждан. Государство, как заметил русский религиозный мыслитель В. Соловьев, не предназначено для осуществления рая на земле; оно существует, чтобы предупредить ад.

Страницы: 1 2 3 4 5