Христианская философия средневековой Европы
Крайние номиналисты, к которым принадлежал, например, Иоанн Росцелин (ок.1050 - ок.1120), даже доказывали, что общие понятия суть не более чем звуки человеческого голоса; реально лишь единичное, а общее - только иллюзия, не существующая даже в человеческом уме.
В споре средневекового номинализма и реализма намечаются тенденции борьбы материализма и идеализма. Однако в этот период не было "чистого" материализма и "чистого" идеализма. Номинализм был идеализмом, но содержал материалистическую тенденцию, ибо исходил из реальности чувственного мира. Он подрывал схоластику изнутри, разрушал "единство" науки и веры, готовил почву для отделения философии от теологии, а также для нового "естествознания.
Литература:
Введение в философию. Учебник для вузов . Ч.1. С. 115-135.
Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Средневековье. - М., 1994. С. 3-207.
История философии в кратком изложении . С. 197-288.
Конспект лекций по курсу "Философия" . С. 27-35.
Радугин А. А. Философия: курс лекций. - М., 1995. С. 77-106
Спиркин А. Г. Основы философии . С. 48-51.
Философский энциклопедический словарь . С. 575, 726, 758-760
Философия. Краткое учебное пособие . С. 31-37. Философия: Учебник для вузов . С. 47-49.