Идеалистическая диалектика Гегеля
Единство явления и сущности, по Гегелю, есть действительность. То, что существенно для действительности с точки зрения ее будущего, составляет возможность. Она может быть реальной и формальной. Реальная возможность – это такая возможность, которая имеет свое основание в себе самой, а формальная – свое основание в другом. Процесс превращения реальной возможности в действительность выступает как необходимость, а процесс превращения в действительность формальной возможности – как случайность. Основными моментами этой связи является субстанция, причинность и взаимодействие.
Шествие субстанции через причинность и взаимодействие от одних вещей и явлений к другим может быть развитием лишь в том случае, если имеется нечто третье, которое придает этому чередованию направленность и делает его развитием.
Этим третьим и является понятие. Оно – творческая мощь, порождающее наличные предметы, начало всякой жизни. Через суждение, умозаключение, механизм, химизм и телеологию оно переходит в идею. Она, в свою очередь, распадается на идею жизни и идею познания, а последняя переходит в абсолютную идею.
Абсолютной идеей завершается та стадия развития мирового духа, на которой он «решается из самоё себя свободно отпустить себя в качестве природы»[2].
Такова диалектика Гегеля в предельно сжатом изложении.
Гегелю пусть даже в очень абстрактных рассуждениях удалось изобразить и реальную диалектику вещей и диалектику их познания. Но исходные предпосылки, с которых он начал построение своего учения, оказали плохую услугу всей его философии. Диалектика, по Гегелю, настаивает на всеобщем характере развития. В то же время, изображая природу, общество и человеческое познание как инобытие мирового духа, Гегель вынужден был прийти к выводу, что природа, общество и познание не развиваются, а лишь повторяют действия мирового духа. Развитие духа завершается прусской сословной монархией, а человеческого познания – философией Гегеля.
Это глубокое противоречие между системой Гегеля и его диалектическим методом давали последователям Гегеля повод для самых различных умозаключений. Одни из них, так называемые старогегельянцы (Габлер, Гёшель, Даут и др.), отстаивали систему Гегеля, а другие, так называемые младогегельянцы (Штраус, Бауэр и др.) – его диалектический метод.
[1] Фихте И.Г. Ясное как солнце сообщение широкой публики о подлинной сущности новейшей философии. М.: Соцэкгиз,1937
[2] Гегель. Энциклопедия философских наук, т.1. Наука логики.-М.:1974, с.424