Институциональная структура духовного производства (учреждения науки, культуры, церкви)

В обществе постоянно возникают новые, отличные от других, отрасли духовного производства, которые соответствуют различным духовным потребностям (познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, потребности в общении). Однако многие философы выделяют из них всего три основных института.

Научная деятельность, в которой ученые познают природу, общество и человека, является одной из отраслей духовного производства. Ее развитие очень важно для решения различных проблем, которые не имеют какой-либо практики.

Наука – это систематизированное познание действительности, при котором происходит формирование научно объяснимых понятий, теорий, законов и т.д., подтвержденных практикой и снабженных прогнозами.

С XIX века наука становится особым видом духовного производства. «Так как многие происходящие в мире процессы нельзя чувственно воспринять как целое, а только можно вообразить, мысленно схватить, то именно фантазия, воображение, если они опираются на данные о реальных процессах, позволяют человеку заглянуть дальше и глубже, проникнуть в сущность и понять ее».[10]

«Открытия, сделанные в отраслях научного познания, во многом определяют уровень развития и состояние прикладных наук, основной задачей которых является поиск решений текущих, подчас сиюминутных проблем».[11]

У некоторых философов есть такое мнение, что человек изначально не приспособлен к жизни, поэтому ему необходимо как-то восполнить свою недостаточность. Для этого он производит культуру, имея и используя только свои творческие способности.

Культура в обществе является инструментом приспособления к природе и покорения природы. При помощи культуры человек овладевает средой, подчиняет ее себе, ставит на службу, приспосабливает к удовлетворению потребностей и делает это осмысленно.

Сейчас даже само понимание культуры изменилось, как и ее роль в современном обществе. Меняется и содержание культуры. Она «дифференцируется на мало зависимые, или вовсе независимые друг от друга культурные стили, формы и образы жизни. Культурная индустрия, которая раньше рассматривалась как производительница непрестижной и "дешевой" массовой культуры, оказывается приобретающей новую, не присущую ей ранее функцию, - функцию производителя и распространителя не просто "легкой музыки" и "эстрадных песенок", а жизненных форм и жизненных стилей. В этой же функции к ней присоединяются масс-медиа»[12] (СМИ).

Информация и коммуникация, являясь подразделением понятия культура в современном обществе, удовлетворяют потребности общества в духовном общении. В современном обществе они представляют собой средства прямого информирования населения печатными изданиями (книги, газеты, журналы), вещанием (радио, кино, телевидение, интернет). Характеризуется публичностью, их формы существования подвергаются критике, и на самом деле средства массовой информации производят свой товар, который выгодно продается на рынке.

Информация – это сообщение, с помощью которого общество приобретает новое знание и меняет свое поведение или отношение. Коммуникация — вид духовного общения путем обмена идеями, взглядами и оценками.

Что касается стихийных средств передачи информации, одним из самых распространенных являются слухи. «Они возникают по причине недостаточности информации или недоверия к имеющимся источникам информации. Виды слухов:

- абсолютно недостоверные;

- недостоверные;

- недостоверные слухи с элементами правдоподобия;

- правдоподобные слухи;

- достоверные слухи с элементами неправдоподобия».[13]

Помимо СМИ, людям необходимо непосредственное духовное общение между собой (дома, в театре, в аудитории, по переписке и другое).

Также существует еще одна область духовного производства в сфере культуры – это воспитание и образование человека. Первую осуществляют семья, друзья и знакомые, то есть те люди, которые окружают человека, находятся с ним рядом. По мере взросления человека «воспитывают» государственные учреждения, органы правопорядка, а также средства массовой информации. Нравственное и эстетическое воспитание, формирование мировоззрения осуществляются искусством и учебными религиозными учреждениями. В обществе существует развитая система образования, включающая в себя детские дошкольные учреждения, разнообразные виды школьного обучения (домашнее, монастыри, колледжи, пансионаты, интернаты), высшие учебные заведения.

Также можно сказать и про Искусство. Оно также входит в понятие культура и до сих пор имеет определенную ценность в обществе.

Искусство – это творение профессионалов (художников, музыкантов, поэтов), то есть специалистов в области эстетического. К его функциям относятся:

- познавательная (произведения искусства являются ценным источником информации);

- воспитательная (воздействие на идейное и нравственное в человеке);

- эстетическая (искусство доставляет удовольствие и наслаждение, вызывает определенные эмоции, прививает чувство прекрасного).

Из общей массы видов, ученые выделяют два основных: архитектура (создание зданий и сооружений) и живопись. Произведения последнего вида представляют собой отображение жизни на определенной поверхности с помощью цвета, звука, форм. Результат, как правило, является образным, наглядным, отражает реальную жизнь, хотя и состоит из вымышленных событий, предметов. То, что в процессе создания субъект может использовать свою фантазию, отличает искусство от научного познания.

Так, можно выделить функции культуры, как института духовного производства:

- «познавательная;

- информативная, то есть это накопление и трансляция социального опыта от одного поколения к другому, внутри одной страны в пределах жизни одного поколения, от одного народа к другому;

- коммуникативная (общение благодаря знаковым системам, естественным и искусственным языкам, которые предоставляет культура);

- нормативная (регулирование поведения);

- цивилизационная, гуманистическая».[14]

Третий институт духовного производства формирует у людей абстрактное мышление, способности отделить особое и не важное в окружающем мире.

«Для общества религия выступает как мощное средство сплочения людей, поскольку общие верования придают высший смысл их деятельности. В социальном плане религия реализуется как особый общественный институт – церковь».[15]

Церковь, как и то, что ее создало (религия), являются третьим из основных институтов в структуре духовного производства.

Она, сама по себе является религиозной организацией развитой религиозной общины - объединения последователей определенной религии и возникших на этой основе общности верований и обрядов. Ее обслуживают профессиональные священнослужители.

Религиозными организациями могут быть также «секты – объединения верующих, порвавших с той или иной официальной церковью, изменивших основы ее вероучения и культа или противопоставивших себя господствующему религиозному течению».[16]

Для многих людей религия играет роль мировоззрения, готовой системы взглядов, принципов, идеалов, объясняющих устройство мира и определяющих место человека в нем. Она и сейчас очень важна для общества, так как может способствовать объединению наций, образованию единых государств. Это тоже своего рода культура, а древние религии несут в себе важнейшие традиции народа.

Можно выделить несколько основных элементов любой религии: вера (религиозные чувства, эмоции), учение (принципы, идеи, понятия, используемые только в данной религии) и религиозный культ (совокупность действий, которые совершают верующие для поклонения богам, то есть обряды, молитвы, проповеди).

Также религия имеет свои функции:

- компенсаторная (освобождение от социальных конфликтов: равенство перед Богом, разобщенность заменяется «братством во Христе», смертный оказывается бессмертным, мир зла и несправедливости заменяется «Царством Небесным»). Она проявляется в покаянии и молитве, после совершения которых наступает состояние облегчения (удовлетворенности, радости, успокоенности);

- регулятивная (религиозно-нравственные идеи, культовая деятельность и религиозные организации выступают в качестве регуляторов поведения людей);

- интегративная, то есть объединяет верующих;

- коммуникативная (расширение возможностей общения между людьми).

Политика, право, мораль и нравственность не являются видами духовного производства, так как последние не являются результатом творческой деятельности человека, а политика и право не являются чем-то духовным.

«Политические отношения складываются по поводу власти, а отношения власти – господства и подчинения – это в конечном итоге тоже материальные отношения»[17], складывающийся в ходе практической деятельности.

«Семейные же отношения переплетены с экономическими, моральными, правовыми отношениями и отношениями по детопроизводству»[18], что их можно отнести только к материальным.

«Важность для общества основных исторических форм духовной деятельности подтверждается тем, что они развиваются и совершенствуются, преимущественно, профессионалами в стенах специализированных институтов культуры, таких как научно-исследовательский институт и университет, церковь, театр и т. д. Чтобы добиться успеха в этих областях, нужно обладать обширными специальными знаниями и навыками, как минимум в пределах высшего образования (специализированная духовная деятельность)».[19]

Но чтобы использовать другие необходимые человеку области духовной жизни (язык, народные обычаи и традиции, мода, этикет и другое), не нужны специальные знания, так как это связано с культурой труда, быта, досуга, семейного и личного общения.