Как же Кьеркегор определяет человека?

Существование такого сложного «события», как человек, описывается им с помощью трех экзистенциальных сфер (эстетической, этической и религиозной). В определенном смысле данные сферы соответствуют трем составляющим, традиционно выделяемым теологией: телесной, душевной и духовной. Соответствующим определением человека у Кьеркегора будет следующее: «Человек есть синтез душевного и телесного. Однако такой синтез немыслим, если эти два начала не соединяются в чем-то третьем. Это третье есть дух».

Быть человеком, по Кьеркегору, значит, в первую очередь выбирать, т.е. принимать решение, брать на себя ответственность: «Действовать в чрезвычайном смысле существенным образом принадлежит экзистированию в качестве человека; и когда действуют, когда отваживаются на решение в крайней степени субъективной страсти с полным осознанием вечной ответственности (что под силу каждому человеку), узнают нечто иное, как и то, что быть человеком - это другое, нежели год от года варганить систему». Причем в акте выбора разум не участвует (так как разум не в состоянии противопоставлять противоположности, он их может лишь примирять, тем самым нивелируя тайну жизни), это привилегия воли.

В выборе себя человек как бы заново рождается, поднимаясь на новую ступень существования. Минуту выбора Кьеркегор сравнивает с торжеством посвящения в рыцари: в этот момент человек подтверждает свой статус, становится достойным вечности, для которой его предназначил Бог. У каждого человека есть свое предназначение, но он должен выбрать его свободно и ответственно, как бы «дорасти» до него. «Как наследник хотя бы всех сокровищ мира не может вступить во владение ими ранее своего совершеннолетия, так даже наиболее одаренная природой личность - ничто, пока она не выберет, т.е. не определит самое себя; с другой стороны, даже самая ничтожная, по-видимому, личность - всё, если она сделает свой выбор: суть не в том, чтобы обладать тем или другим значением в свете, но в том, чтобы быть самим собою» - говорит Кьеркегор. Данное его высказывание приобрело впоследствии известность в секуляризированной форме: содержание выбираемого способа существования провозглашалось несущественным, упор делался на сам акт выбора как таковой. По нашему мнению, это слишком поверхностное прочтение Кьеркегора. Действительно, важность осуществления экзистенциального выбора много раз подчеркивалась Кьеркегором, но также несомненно, что он сам считал правильным исходить из религиозной точки зрения. Необходимо помнить, что на каждой «стадии» существования имеется, если можно так выразиться, «точка бифуркации»: есть как эстетический, так и этический, а также религиозный выбор, и «оборачиваясь назад» из религиозной стадии, исходный экзистенциальный выбор представляется только началом пути. Впервые выбирая свое существование ответственным образом, личность тем самым отстаивает свое человеческое достоинство и подтверждает право называться экзистирующим. Остановка в процессе экзистирования подобна смерти, поэтому человеку приходится выбирать снова и снова, если он хочет делать свое существование осмысленным. Следовательно, к любому экзистенциальному выбору нужно относиться с уважением, его нельзя навязывать, потому что человек может быть не готовым к соответствующему шагу (отсюда - кьеркегоровский прием «косвенного сообщения»), но следует помнить, что «стрела» существования устремлена в определенном направлении - к осуществлению божественного предназначения, то есть телеологически. Полное (точнее, почти полное) осуществление предназначения возможно для Кьеркегора только на религиозной стадии существования. Впрочем, на этапе, предшествующем первому выбору, еще нет понимания правильности и неправильности, истинности и ложности выбора, нет различения добра и зла, оно появляется как раз в результате выбора. В этом смысле знаменитое «или-или» Кьеркегора будет не выбором между той или иной альтернативой, а согласием личности на сам акт выбора (поскольку, как говорит Кьеркегор, одной из альтернатив будет отказ от выбора, эстетический индифферентизм). Тем не менее, с точки зрения желаемого религиозного состояния экзистенции, содержание выбора этически небезразлично.

фермент энзим катализатор белковый