Научная картина мира и ее эволюция

Страница 1

С научной картиной мира связывают широкую панораму знаний о природе, включающую в себя наиболее важные те­ории, гипотезы и факты. Структура научной картины мира предлагает центральное теоретическое ядро, фундаментальные допущения и частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются. Центральное теоретическое ядро обладает относительной устойчивостью и сохраняет свое су­ществование достаточно длительный срок. Оно представляет собой совокупность конкретно-научных и онтологических констант, сохраняющихся без изменения во всех научных те­ориях. Когда речь идет о физической реальности, то к сверх­устойчивым элементам любой картины мира относят прин­ципы сохранения энергии, постоянного роста энтропии, фундаментальные физические константы, характеризующие основные свойства универсума: пространство, время, веще­ство, поле, движение.

Фундаментальные допущения носят специфический харак­тер и принимаются за условно неопровержимые. В их число входит набор теоретических постулатов, представлений о спо­собах взаимодействия и организации в систему, о генезисе и закономерностях развития универсума. В случае столкновения сложившейся картины мира с контрпримерами или аномали­ями для сохранности центрального теоретического ядра и фундаментальных допущений образуется ряд дополнительных частнонаучных моделей и гипотез. Именно они могут видоиз­меняться, адаптируясь к аномалиям.

Научная картина мира представляет собой не просто сум­му или набор отдельных знаний, а результат их взаимосогла­сования и организации в новую целостность, т.е. в систему, с этим связана такая характеристика научной картины мира, как ее системность. Назначение научной картины мира как свода сведений состоит в обеспечении синтеза знаний. Отсю­да вытекает ее интегративная функция.

Научная картина мира носит парадигмальный характер, так как она задает систему установок и принципов освоения уни­версума. Накладывая определенные ограничения на характер допущений «разумных» новых гипотез научная картина мира, тем самым направляет движение мысли. Ее содержание обу­словливает способ видения мира, поскольку влияет на форми­рование социокультурных, этических, методологических и ло­гических норм научного исследования. Поэтому можно гово­рить о нормативной, а также о психологической функциях научной картины мира, создающей общетеоретический фон ис­следования и координирующей ориентиры научного поиска.

Эволюция современной научной картины мира предполагает движение от классической к неклассической и постнеклассической картине мира (о чем шла уже речь). Европейская на­ука стартовала с принятия классической научной картины мира, которая была основана на достижениях Галилея и Нью­тона, господствовала на протяжении достаточно продолжи­тельного периода - до конца прошлого столетия. Она претен­довала на привилегию обладания истинным знанием. Ей соот­ветствует графический образ прогрессивно направленного линейного развития с жестко однозначной детерминацией. Прошлое определяет настоящее так же изначально, как и на­стоящее определяет будущее. Все состояния мира, от беско­нечно отдаленного былого до весьма далекого грядущего, мо­гут быть просчитаны и предсказаны. Классическая картина мира осуществляла описание объектов, как если бы они суще­ствовали сами по себе в строго заданной системе координат. В ней четко соблюдалась ориентация на «онтос», т. е. то, что есть в его фрагментарности и изолированности Основным ус­ловием становилось требование элиминации всего того, что от­носилось либо к субъекту познания, либо к возмущающим факторам и помехам.

Строго однозначная причинно-следственная зависимость возводилась в ранг объяснительного эталона. Она укрепляла претензии научной рациональности на обнаружение некоего общего правила или единственно верного метода, гарантиру­ющего построение истинной теории. Естественнонаучной базой данной модели была Ньютонова Вселенная с ее посто­янными обитателями: всеведущим субъектом и всезнающим Демоном Лапласа, якобы знающим положение дел во Вселен­ной на всех ее уровнях, от мельчайших частиц до всеобщего целого. Лишенные значимости атомарные события не оказы­вали никакого воздействия на субстанционально незыблемый пространственно-временной континуум.

Неклассическая картина мира, пришедшая на смену класси­ческой, родилась под влиянием первых теорий термодинамики, оспаривающих универсальность законов классической механи­ки. С развитием термодинамики выяснилось, что жидкости и газы нельзя представить как чисто механические системы. Скла­дывалось убеждение, что в термодинамике случайные процессы оказываются не чем-то внешним и побочным, они сугубо имма­нентны системе. Переход к неклассическому мышлению был осуществлен в период революции в естествознании на рубеже XX-XXI вв., в том числе и под влиянием теории относительно­сти Графическая модель неклассической картины мира опира­ется на образ синусоиды, омывающей магистральную направ­ляющую развития. В ней возникает более гибкая схема детер­минации, нежели в линейном процессе, и учитывается новый фактор - роль случая. Развитие системы мыслится направлен­но, но ее состояние в каждый момент времени не детерминировано. Предположительно изменения осуществляются, подчиня­ясь закону вероятности и больших чисел. Чем больше отклоне­ние, тем менее оно вероятностно, ибо каждый раз реальное яв­ление приближается к генеральной линии - «закону среднего». Отсутствие детерминированности на уровне индивидов сочета­ется с детерминированностью на уровне системы в целом. Исто­рическая магистраль все с той же линейной направленностью проторивает пространственно-временной континуум, однако поведение индивида в выборе траектории его деятельностной ак­тивности может быть вариабельно. Новая форма детерминации вошла в теорию под названием «статистическая закономер­ность». Неклассическое сознание постоянно наталкивалось на ситуации погруженности в действительность. Оно ощущало свою предельную зависимость от социальных обстоятельств и одновременно льстило себя надеждами на участие в формирова­нии «созвездия» возможностей.

Страницы: 1 2 3 4 5