Научное познание, его специфические признаки. Научное познание и вненанучное (обыденное, художественное, религиозное). Вера и знание

Страница 2

В современной методологии выделяют различные критерии научности. К ним относят, кроме выше названных, такие, как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и др. В других формах познания указанные критерии проявляются в разной мере, но не являются определяющими.

Виды ненаучного познания:

1. Мифологическое,

2. Жизненный опыт,

3. Народная мудрость,

4. Паранаука,

5. Искусство.

Мифологическое познание.

Миф с греческого «слово».

Миф – это сказание в образной форме, передающее представление о мире, его происхождении и героях.

Миф – общественное соткание древнего человека. Наиболее ранее духовная форма культуры человека.

В мифе были соединены зачатки знания, элементы верований, и т.д.

В мифе отражалось понимание природных явлений.

Как правило, мифологические события отделены значительным временным промежутком. Миф не только рассказывает о прошлом, но и будущем.

Миф – это мировоззрение и способ мышления.

1. Неотчётливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, пространственных и временных отношений.

2. Замена научного принципа объяснения вещи и мира в целом, рассказом о происхождении и сотворении.

3. Очеловечивание природы, т.е. перенесение на мир человеческих черт.

4. Эмоциональная образная форма восприятия мира.

Мифы можно разделить на несколько категорий:

I. Героические – скрывают реальные события.

II. Этиологические – объясняют происхождение названия, обрядов, обычаев.

III. Космогенические – о происхождении мира, о происхождении хаоса в космосе, о борьбе героев и богов с демоническими силами.

IV. Календарные – о смене времён года, об умерших и воскресших богах.

V. Эсхатологические – описывают гибель космоса, конце мира и космоса, о воскрешении мира.

VI. Биографический – рождение, происхождение, посвящение в полновозрастный статус, брак, смерть мифологических героев.

Опытное познание.

Черты опытного познания.

1) В отличие от науки, где знание самоцель, знание это побочное явление.

2) Обязательный способ формирования, ученичество у опытного наставника.

3) Опытному познанию способствует свой язык.

4) Большинство опытных знаний не требует теоретического обоснования.

5) Человек усваивает не только практические знания, но и оценивает нормы поведения. Усваивает без усилий действия по образцу.

Мудрость.

Основа народной мудрости – обобщенные практические знания разных людей.

На ранних этапах истории мудрость присваивалась богам, которые в виде дара наделяли ею отдельных людей.

Мудрость – умение разбираться в земных событиях самих по себе, без соотнесения с миром богов. Из обобщения опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения, содержащие практические выводы.

Отличительной чертой народной мудрости как своеобразного свода рецептов повеления для разных случаев является то, что она не однородна, противоречива.

Здравый смысл – явление достаточно консервативное, он меняется мало, новые сведения с трудом вытесняют старые, однако всё-таки с течением времени изменения происходят.

Паранаука.

Паранаука грешит туманностью и загадочностью сведений, которыми она оперирует.

Паранаука используя сведения, не подтверждающиеся в эксперименте, не вписывающиеся в принятые теории или просто противоречащие общепринятым и проверенным практикой научными знаниям.

Паранаука отличается претензией на универсальность. Паранаука не стремиться к ответам на вопросы, она безапелляционно испоьзует подобную формулу, объясняя с её помощью причины болезни и другие проявления человека.

Для паранауки характерны также завышение претензии на внимание к себе. Всякие предложения провести дополнительные экспертизы или проверки воспринимаются как оскорбление и недоверие.

Для неё характерны уход от конкретных объяснений, стремление обойти те факты, которые противоречат или не соответствуют используемым ею методам.

Искусство.

Искусство не ограничивается познанием мира. В искусстве выражается эстетическое отношение человека к действительности.

Специфическим способом художественного познания является использование художественного образа.

Литературный рассказ о событии не является самим событием, но он даёт возможность воссоздать его при помощи фантазии читателя.

С помощью художественного образа искусство создаёт своего рода гипотезу окружающего мира или его частей.

Познавательная деятельность весьма разнообразна.

Проблема взаимоотношений знания и веры имеет дав­нюю историю. Она активно обсуждалась в средневековой схоластической философии. Так, уже Тертуллиан откры­то выступал против разума, провозглашал парадоксальный тезис: «Верую, потому что абсурдно». Августин Блаженный утверждал, что задача богословия — познать в свете разума то, что уже принято верой. Ансельм Кентерберийский за­менил изречение Тертуллиана своей компромиссной фор­мулой: «Верю и понимаю». Фома Аквинский говорил о гар­монии между верой и знанием при приоритете веры.

Страницы: 1 2 3 4