Наука и нравственность

Страница 5

При этом достается не только представителям искусства (этот конфликт когда-то вылился в нашей стране в дискуссию между «физиками и лириками»), но и собратьям-гуманитари­ям, дисциплины которых расцениваются как «болтовня*. Впрочем, действительно талантливым и масштабным ученым подобный порок гордыни не присущ. Многие из них прекрас­но осознают и понимают важность для человека не только му­зыки или изобразительного искусства, но и литературы, исто­рии, философии - всей совокупности гуманитарного знания.

Очень интересен вопрос о соотношении науки и эзотерического знания(о чем также выше подробно шла речь). Эзотерика (тайноведение) пришла к современному человеку из глуби­ны веков, когда она считалась «священной наукой». В ней есть немало идей об устройстве мира и судьбах человека, которые могут быть востребованы сегодня, хотя и в иной терминоло­гии, в иной понятийной сетке. Целый ряд современных уче­ных усмотрели прелюбопытные параллели между передо­вой физикой и древним знанием, увидели в истории фило­софии развертывание эзотерической мысли (Ф. Капра, В. Налимов), в экспериментах проверили характеристики эзо­терического опыта (С. Гроф), изучают эффекты, всегда счи­тавшиеся оккультными, в лабораторных условиях (П. П. Гаряев, В. П. Казначеев и др.).

Научная этика велит ученым, не связанным с эзотеричес­кой парадигмой, относиться к этому виду миропонимания с достаточным уважением. Можно не принимать смыкания эзотерики и науки, но записывать всех занятых изучением нетривиальных феноменов в шарлатаны тоже не стоит. Нрав­ственность ученого оказывается в подобных вопросах связа­на с его открытостью к новому, непонятному, необъясненно­му, с его умением разумно осмысливать шокирующие факты, которые не могут быть вписаны в привычный образ мира. Лучше, когда противостояние «подлинные ученые - ученые-мракобесы», «догматики - пионеры познания» не возникает в острой форме, ведущей к взаимному шельмованию и ярлы­кам. Для науки вполне подходит лозунг мультипликационного кота Леопольда «Ребята, давайте жить дружно!»

Научная этика в огромной степени связана с таким пластом исследований, как эксперимент

, который есть не что иное, как проверка теоретической гипотезы на практике, ее всесторон­нее испытание с варьированием условий. Эксперименты ис­ходно проводились в естественных науках, изучающих при­родные процессы. Активное экспериментирование начинает­ся в Новое время, когда идет общий процесс рационализации и десакрализации действительности.

Научный эксперимент предполагает в своем изначальном варианте, что субъект-экспериментатор воздействует на объект - природное нечто, не обладающее качествами субъек­тивности. Камень, дерево, металл не могут откликнуться, ото­зваться, вступить с исследователем в диалог Они безропотно переносят любое воздействие, сопротивляясь лишь пассивно, самим фактом своего существования. Чтобы упорно экспери­ментировать, надо быть уверенным, что у субстанций нет ощу­щений, подобных человеческим, что стихали - дущи стихий - это только сказка. Иначе говоря, научный эксперимент как бы по определению выносится за пределы нравственности.

Широкомасштабное экспериментирование над природой в XX в., массированное воздействие техники и разнообразных технологий, ядерные испытания, отравление земли, воздуха и воды химическими отходами продолжают линию атаки на «бездушную природу», и практика эта все более приводит к нарушению экологического баланса и угрозе жизни человече­ства. Поэтому здесь обнаруживается выраженный нравственный мотив: не щадить природу – значит не щадить

человека.

С возникновением этого нравственного мотива возрождаются и древние, давно забытые и осмеянные представления о том, что земля - живое существо, огромный сложный организм, обладающий особым типом разума. А если это так, то нрав­ственный критерий приложим к любому эксперименту. Грубое вмешательство доставляет планете боль, и продолжение ис­пытаний вполне можно числить по ведомству зла.

Еще более остро стоит вопрос об экспериментах на живот­ных. Известно, что знаменитой павловской собаке даже по­ставлен памятник. Действительно, и лекарства, и отравляю­щие вещества испытывают на животных: кроликах, крысах, лабораторных мышах. На них же проверяют протекание боле­вого шока, рост опухолей и множество других вещей. Эти экс­перименты выглядят полезными и моральными, только если мы абстрагируемся от страданий, которые испытывают ни в чем не повинные существа, попавшие в руки экспериментато­ров, вполне напоминающих палачей. Исследователи утверждают, что без такого рода опытов нельзя будет помочь человеку, но как бы то ни было, в представление о доброте и нравственнос­ти подобные действия никак не вписываются. Возможно, что с дальнейшим развитием компьютерной техники придет пора, когда люди откажутся от мучительства по отношению к «бра­тьям меньшим» и будут исследовать необходимые процес­сы в рамках информационного моделирования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6