Неклассическая наука

Страница 5

Как реакция на кризис механистического естествознания и как оппозиция классическому рационализму в конце XX в. возникает направление, представленное В. Дильтеем, Ф. Ниц­ше, Г. Зиммелем, А. Бергсоном, О. Шпенглером и др., - «фи­лософия жизни». Здесь жизнь понимается как первичная ре­альность, целостный органический процесс, для познания которой неприемлемы методы научного познания, а возмож­ны лишь внерациональные способы - интуиция, понимание, вживание, вчувствование и др.

Представители баденской школы неокантианства В. Виндельбанд (1848-1915) и Г. Риккерт (1863-1936) считали, что «науки о духе» и естественные науки прежде всего различают­ся по методу. Первые (идеографические науки) описывают неповторимые, индивидуальные события, процессы, ситуа­ции; вторые (номотетические), абстрагируясь от несуществен­ного, индивидуального, выявляют общее, регулярное, законо­мерное в изучаемых явлениях.

Испытавший на себе сильное влияние В. Виндельбанда и Г. Риккерта немецкий социолог, историк, экономист Макс Вебер (1864-1920) не разделяет резко естественные и соци­альные науки, а подчеркивает их единство и некоторые общие черты. Существенная среди них та, что они требуют «ясных понятий», знания законов и принципов мышления, край­не необходимых в любых науках. Социология вообще для него наука «номотетическая», строящая свою систему по­нятий на тех же основаниях, что и естественные науки - для установления общих законов социальной жизни, но с учетом ее своеобразия.

Предметом социального познания для Вебера является «культурно-значимая индивидуальная действительность». Социальные науки стремятся понять ее генетически, конкрет­но-исторически, не только какова она сегодня, но и почему она сложилась такой, а не иной. В этих науках выявляются закономерно повторяемые причинные связи, но с акцентом на индивидуальное, единичное, культурно-значимое. В них преобладает качественный аспект исследования над количественным, устанавливаются вероятностные законы, исходя из которых объясняются индивидуальные события. Цель соци­альных наук - познание жизненных явлений в их культурном значении. Система ценностей ученого имеет регулятивный характер, определяя выбор им предмета исследования, приме­няемых методов, способов образования понятий.

Вебер отдает предпочтение причинному объяснению по сравнению с законом. Для него знание законов не цель, а средство исследования, которое облегчает сведение культур­ных явлений к их конкретным причинам, поэтому законы применимы настолько, насколько они способствуют позна­нию индивидуальных связей. Особое значение для него имеет понимание как своеобразный способ постижения социальных явлений и процессов. Понимание отличается от объяснения в естественных науках, основным содержанием которого яв­ляется подведение единичного под всеобщее. Но результат понимания не есть окончательный результат исследования, это лишь высокой степени вероятности гипотеза, которая для того, чтобы стать научным положением, должна быть верифи­цирована объективными научными методами.

В качестве своеобразного инструмента познания и как критерий зрелости науки Вебер рассматривает овладение иде­альным типом. Идеальный тип - это рациональная теорети­ческая схема, которая не выводится из эмпирической реаль­ности непосредственно, а мысленно конструируется, чтобы облегчить объяснение «необозримого многообразия» соци­альных явлений. Мыслитель разграничивает социологичес­кий и исторический идеальные типы. С помощью первых уче­ный «ищет общие правила событий», с помощью вторых - стремится к каузальному анализу индивидуальных, важных в культурном отношении действий, пытается найти генетичес­кие связи. Вебер выступает за строгую объективность в социальном познании, так как вносить личные мотивы в проводи­мое исследование противоречит сущности науки. В этой связи можно вскрыть противоречие: с одной стороны, по Веберу, ученый, политик не может не учитывать свои субъективные интересы и пристрастия, с другой стороны, их надо полнос­тью отвергать для чистоты исследования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6