Общество как объект философского анализа

Страница 1

1) Особенности философского подхода к исследованию общества. Эволюция взглядов на общество в истории философии.

2) Общество как система. Основные подсистемы общества: экономическая, политическая подсистемы.

3) Специфика социальных законов. Закономерности и сознательная деятельность людей. Возможность и действительность, случайность и необходимость в жизни общества.

1. Особенности философского подхода к исследованию общества. Эволюция взглядов на общество в истории философии

Особенности философского подхода к исследованию общества.

Понятие общества многозначно. В широком смысле общество - это совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей в их жизнедеятельности.

В узком смысле под обществом понимается определенный этап человеческой истории, исторически определенная целостность или элемент этой целостности (средневековое общество).

Либо, еще более узко, как группа лиц, объединившихся для реализации общих целей и интересов. (общество книголюбов). В данном случае под обществом понимается общность людей, что слишком упрощает взгляд на проблему.

Эволюция взглядов на общество в истории философии.

На протяжении долгого времени, начиная с античных времен, общество отождествлялось с государством.

Политический аспект был выдвинут Платоном: общество - это совместное поселение людей для взаимопомощи и удовлетворения потребностей. Гоббс: естественное состояние людей (зло, война всех против всех ) может быть "спасено" мирным общественным договором, гарантом которого выступает государство.

В Новое время в анализе сущности общества преобладает экономический взгляд . Юм, Смит, Спенсер: общество представляет специфическую систему разделения труда, продуктивной деятельности людей.

У Гегеля: "гражданское общество" устанавливает зависимость всех от всех.

Известен также этический подход в размышлениях об обществе. Общество как совокупность абстрактных индивидов, выражающих человеческое состояние. Шефстбери: этически ориентированная связь людей. Кант: общество представляет собой вынужденное согласие превратить историю в моральное целое.

Широко известна религиозная точка зрения на общество как продукт божьего творения.

Одновременно, дискутируются взгляды на общество как на естественное либо искусственное образование.

2. Общество как система. Основные подсистемы общества: экономическая, политическая подсистемы

Общество как система.

Система представляет собой совокупность явлений, связанных, взаимодействующих, взаимоопределяющих друг друга и, одновременно, являющихся целостным, единым образованием.

В самом широком понимании системы, следует выделить систему мироздания, состоящую из двух элементов (систем): природы и общества. Их неразрывная связь показывает, что общество не может существовать вне и без природы, природа, в свою очередь, находится под воздействием общественного развития.

Исходя из мировоззренческих оснований анализа общества существует ряд моделей общества, в рамках которых различаются структурные элементы. Так, идеалистическая модель общества содержит, в первую очередь, сферу духовного (Бог, абсолютная идея). Идеалы, воля, желания, существующие в верховной сфере трансформируются на низший уровень, в сферу жизнедеятельности. При этом образуются управленческая деятельность, интеллектуальная деятельность и сознательная деятельность людей. Следующим элементом этой модели является производство материальных благ и жизни.

Одним из распространенных представлений является диалектико-материалистическая модель общества. Изначальными и, одновременно, предельно широкими понятиями являются понятия "общественное бытие" и "общественное сознание", которые взаимодействуют друг с другом по принципу: общественное сознание определяется уровнем развития общественного бытия. Структурными элементами общественного бытия выступает целая иерархия социально-экономических понятий, среди которых "способ производства" состоит из взаимосвязанных категорий "производительные силы" и "производственные отношения". Производительные силы включают в себя совокупность людей, наделенных способностью к трудовой деятельности, а также средства производства, состоящие из средств труда и предметов труда. Помимо производительных сил способ производства содержит понятие "производственные отношения", которые представляют собой реальные отношения между людьми, возникающие в процессе и по поводу производства. Среди них выделяются отношения экономические, технологические, управленческие, отношения по поводу обмена и потребления материальных благ, а также отношения по поводу собственности средств производства. Именно последние и являются ключевыми во всяком способе производства. Совокупность всех производственных отношений составляет реальный базис конкретного способа производства. Над ним возвышается, от него зависящая, так называемая надстройка - совокупность идей, взглядов, теорий, представлений в политической, социальной, духовной сферах и обеспечивающих их организаций и учреждений.

Страницы: 1 2 3