Опыт диалектического определения свободы.

Страница 1

Дабы правильно уяснить суть какого-либо объекта, процесса или понятия, надо сначала указать на то, чем они не являются, т.е. на их иное, говоря диалектическим языком Гегеля. Применительно к инте­ресующему нас феномену свободы это означает, что мы должны отве­тить на вопрос: «А что является абсолютной противоположностью, иным свободы?» Такое первичное отрицательное определение при­звано очертить внешнюю границу того, что входит во внутреннюю смысловую область изучаемого явления.

Казалось бы, ответ очевиден: полной противоположностью свобо­ды является необходимость. Все споры испокон веков по преимуще­ству и ведутся вокруг того, как совместить необходимость и свободу. Однако это не совсем верная оппозиция, а точнее, как мы увидим да­лее, совсем неверная. Здесь элементарно спутаны категориальные па­ры. Необходимости противостоит случайность, а со свободой необхо­димость — при адекватном понимании того и другого феномена — вполне совместима. Например, человек свободно избирает какой-то путь и говорит: «Я не мог поступить иначе». Здесь как раз отсутствие альтернативности в выборе, сознательная внутренняя необходимость совершить именно этот, а не какой-нибудь другой поступок служат свидетельством подлинной свободы выбора и подлинно свободной воли. Чем выше уровень нравственного сознания и ответственности личности, чем тщательнее продуманы мотивы ее поступков, чем, на­конец, яснее осознает она цели своей личной жизни, тем как раз более необходимый характер носят акты ее свободного выбора.

Поэтому нужно искать какой-то иной, более ясный противопо­ложный полюс человеческой свободы. Логично в этой связи предпо­ложить, что его существование должно бьпь связано со слоем бытия, отличным от человеческого, но не настолько отличным, чтобы не иметь с ним зримых пересечений. Этот слой должен бьпь в чем-то фундаментально тождественен человеческому, образуя его ближай­шую внешнюю границу, но при этом и отличаться от него по сущест­венным параметрам.

С этих позиций ближе всего человеку мир животных, особенно человекообразные обезьяны, отличающиеся сложными формами поведе­ния. При этом необходимо отметить, что свободная воля и свободный выбор являются атрибутами собственно человеческого сознательного существования, ибо любое животное всегда приспосабливается к миру и живет в соответствии с прошлой целесообразностью. В его генотипе закодировано появление органов и черт поведения, необходимых для выживания в соответствующих природных условиях. Если эта прошлая целесообразность перестает соответствовать нынешним требованиям окружающей среды, то наступает смерть отдельной особи, а в предель­ном случае и всего вида.

Даже у человекообразных обезьян — высших представителей отря­да приматов — наступает кризис адаптивного поведения, если усло­вия внешней среды серьезно расходятся с исторически отобранными стереотипами и схемами их поведения. Здесь еще нет никакой свобо­ды в собственном смысле слова, сколь бы поразительно сложным и гибким ни было подчас поведение животных. Они не могут целена­правленно изменить ни оснований собственного поведения, ни усло­вий среды своего обитания.

Сущностью же человеческого бытия как раз является отрицание прошлой целесообразности, ибо человек остается человеком до той по­ры, покуда способен активно изменять как собственную жизнь, так и социальные условия своего существования. С этих позиций не только неверен, но порочен тезис, что задача воспитания — научить челове­ка свободно адаптироваться к изменяющимся условиям социальной среды. Он должен-де научиться быстро менять социальные роли. Но процесс социализации и социальной адаптации — разные вещи. Че­рез культ социальной адаптации можно воспитать лишь социального конформиста и приспособленца, причем в качестве предельного слу­чая духовная смерть свободной личности возможна и при продолжа­ющейся биологической жизни, когда у нее не остается никакого ду­ховного стержня, никаких моральных принципов и никакого индивидуального лица — одна маска, личина, которую она без конца меняет в зависимости от изменения внешних условий.

Страницы: 1 2