Основные методологические принципы логики

В качестве высшего методологического принципа выступает требование объективного рассмотрения. Этот принцип вытекает из материалистического решения основного вопроса философии, т.е. из мировоззренческого принципа первичности материального и вторичности идеального. Он требует при исследовании всякого объекта исходить из него самого, а мышление предмету, внутренней логике взаимосвязи и взаимозависимости его сторон.

Следствием принципа объективности рассмотрения яывляется требование не идти от вторичных явлений, а, наоборот, исходя из первичности явлении, из причин выявлять все возможные следствия

Применительно к преступности этот метод можно сформулировать так: не от преступности идти к ее причинам, а из данных условий жизни выводить ожидаемые правонарушения.

Другим следствием принципа объективности является принцип конкретности, требующий при изучении объекта исходить из его особенностей, специфических условий его существования, а принципы и методы исследования объекта использовать лишь в качестве ориентиров, направляющих познание на выявление его внутренней природы.

Принципом диалектической логики является также требование рассматривать объект во всех его связях и отношениях, называемое принципа всесторонности рассмотрения. Этот принцип следует из мировоззренческого принципа всеобщей связи. В самом деле, если предмет предоставляет собой единство взаимосвязанных сторон, свойств и т.д., если он находиться в многочисленных связях с другими предметами, то. Чтобы познать предмет, необходимо стремиться охватить все эти связи и отношения.

Важным принципом диалектической логики является принцип историзма, который требует рассматривать объект в его развитии, самодвижении, изменении, т.е. изучать его возникновение, переходы от одних стадий развития к другим вплоть до настоящего времени, с тем чтобы предсказать его будущее состояние. Принцип историзма является следствием мировоззренческого принципа всеобщего развития. Действительно, если все в мире находиться в движении, изменении. То, для того чтобы познать то или иное явление, нужно изучить процесс его изменения, его развитие.

Принципом историзма не сводиться к требованию воспроизвести историю исследуемого объекта в том виде, в каком она является в действительности. Он требует идти дальше этого и выявлять закономерности смены одних стадий развития объекта другими. Именно выполнение последнего требования позволяет научно объяснить свойства и связи объекта, раскрыть его сущности и предсказать с определенной степенью вероятности его будущее развитие.