Основные ступени и формы в познании человеком мира

Познание представляет из себя сложный процесс проникновения вглубь, в сущность предметов, явлений, систем. В этом процессе выделяют 2 основных ступени: чувственное познание и рациональное – познание более сложной ступени. Чувственное познание – познание мира с помощью органов чувств. Оно существует в 3 основных формах: ощущений, восприятий и представлений. Ощущения представляют из себя отражения отдельных праздников, предметов, процессов, явлений. Восприятия – отражение целостных предметов, а представление – воспроизведение в сознании человека чего-то ранее отражаемого. В представлениях уже присутствует элементы вымысла; творческого воображения, представление явлений уже как бы переходной ступенькой от чувственного познания к рациональному. Чувственное познание характеризуется 2 основными чертами. Во-первых, оно является наглядным. Предметным. Во-вторых, с помощью форм чувственного познания мы познаем лишь внешние стороны предмета, но не можем проникнуть в глубь, в сущность их. Рациональное познание или абстрактное (теоретическое, логическое, понятийное) – отражение действительности с помощью разума. Рациональное познание также существует в 3-х основных формах понятий, суждений и умозаключений. В понятиях отражаются общие и существенные признаки предмета. В суждениях уже присутствует 2 или несколько понятий, с помощью которых утверждается или отрицается какая-либо мысль. В умозаключениях уже присутствуют 2 или несколько суждений, с помощью которых путях гармонизации его отношения с природой. В-третьих, практика служит критерием, мерилом истинности результатов познания. Только те знания, которые прошли сквозь очистительный огонь практики, могут претендовать на объективность, достоверность, истинность.

Итак, практика – это основа формирования и развития познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания и «определитель связи предмета с тем, что нужно человеку» (Ленин).

История научного познания свидетельствует о том, что вслед за практическим применением какого-либо открытия начинается бурное развитие соответствующей области теории: развитие техники революционизирует науку. Кроме того, механизм обратной связи позволяет осуществлять такую взаимокорректировку теоретической и практической деятельности, которая и обеспечивает практике ее функцию быть критерием истины. Это особенно важно для социального познания и социальной практики. Так, в домарксистской философии, как известно, деятельное начало в познании развивалось главным образом идеализмом, существенной особенностью которого было то, что деятельность, творческая активность ограничивалась лишь сферой духа. Согласно Гегелю, практика есть «волевая деятельность идеи». Субъективные идеалисты понимают под практикой деятельность, обусловленную волей, интуицией или подсознательным началом. Например, У. Джемс относил к практике «религиозный опыт», то есть сугубо духовную деятельность. Некоторые представители ревизионизма также сводят практику к свободной творческой самосознающей деятельности, трактуемой как единственная форма реальности. Коренной порок идеалистического понимания практики состоит в метафизической абсолютизации идеального, духовного ее момента.

Диалектическому материализму чужда концепция, обособляющая материальную, практическую и духовную, теоретическую деятельность. Между этими видами деятельности существует нерасторжимое диалектическое единство.