Особенности многоуровневой сущности науки

Анализ науки как целостной системы обусловлен ее многоуровневой сутью. Современная наука изучается в разнообразных аспектах: политико-экономическому, историко-научном, этическом, эстетическом, психологическом и др Решающее значение для правильного определения путей дальнейшего развития науки имеют философский, особенно логико-гносеологический і социологический аспекты изучения.

С позиций логико-гносеологического подхода, наука рассматривается как система знаний. Научное знание представляет собой идеальное творение, специфическое духовное явление, необходимый компонент науки, без которого она не существует как целостность. Однако научные знания — это еще не наука в настоящем понимании. Таковой наука становится лишь тогда, когда осуществляется процесс создания нового знания. Продуктом науки являются новые знания.

Изучения процесса возникновения нового научного знания в этом аспекте предусматривает свой подход к проблеме, другой, нежели тот, который необходим при логико-гносеологическом аспекте анализа того же процесса.

Понимание науки как системы знания целиком правомерно, поскольку ее функцией есть познание. И, конечно, такой подход к науке может быть полностью подходящим для логики науки. Но его ограниченность сразу определяется, как только подойти к науке как к сложному явлению, попробовать выяснить ее закономерности и социальные функции.

При решении этих вопросов логико-гносеологический подход является не достаточным, и его необходимо дополнить социологическим анализом науки. Социологический анализ науки приводит к пониманию ее как формы научной деятельности, области духовного производства, определенного социального института.

В рамках духовного производства исходящими для понимания и анализа сущности науки выступают уже не научные знания, а деятельность относительно их производства — научный труд. Поэтому анализ науки как системы знания может быть дополнен ее изучением как специфического вида духовного труда. Наука — не только сумма знаний, это система знаний, которая постоянно развивается и одновременно является специфическим видом духовного производства. Как система знаний наука существует и как реальный факт, прежде всего в самом процессе научной деятельности, и как результат научной деятельности. Социологический анализ науки предусматривает так же рассмотрение ее как определенного социального института. В науке как в сложной социальной системе заложен свой механизм развития. И поэтому понятие "социальный институт" должно благоприятствовать нахождению внутренних споров науки и механизмов ее развития.