Понятия науки, научного знания.

Страница 2

Во втором случае мы можем увидеть в сообществе ученых ти­пичные черты любого человеческого сообщества. В научном сооб­ществе живут и работают люди (и все человеческое им не чуждо, как бы сказал Сенека). В этом сообществе адептов истины есть и «генераторы идей», и простые исполнители, есть рабы и господа (отношения, которые основаны на той или иной форме материаль­но-административной зависимости ученых друг от друга), есть и не­гласные традиции и нормы поведения, есть и общепринятая этика и протокол официальных отношений, есть ретрограды с обскурантами (придерживающиеся старого и препятствующие новому), есть нор­мы и идеалы научного познания, есть «внутринаучные идеологии» (например, «математическая идеология» в естествознании, «физиче­ская идеология» в химии), есть воры и жулики (воровство идей, пла­гиат, разработка псевдозначимых для науки и практики тем - рас­пространенное и, к сожалению, часто очень замаскированное явле­ние), есть и мошенники (сознательно шельмующие эксперимен­тальные результаты или теоретические выкладки), есть судьи и су­ды (рецензенты и экспертные советы), есть конъюнктурщики и сле­дователи моды (выбирающие направление исследований не по «на­учной совести», не по «приоритетам Истины», а по внешним при­оритетам, сейчас это проявляется в массовой экологизации и ком­пьютеризации науки). Наконец, в научном сообществе есть, просто говоря, не только умные, но и дураки.

Нетрудно увидеть, что названные особенности и формы отно­шений в сообществе ученых и институте науки предполагают мно­жество сложных проблем, требующих специального анализа. По­скольку проблемы науковедения не являются предметом настоящей работы, мы ограничимся вышесказанным и ниже будем преимуще­ственно анализировать проблемы философии и методологии науки с опорой на историко-логические реалии становления научного зна­ния.

Наука и научное знание как целостные образования (системы) состоят из частей (элементов), научных областей или дисциплин. В первом приближении по предмету познания научное знание и науку можно разделить на два основных раздела: естественные науки и науки о духе.

Естественные науки - это науки о «естестве» - природе (по-гречески природа physis, по-латыни - natura). Объекты естественных наук преимущественно материальные (за исключением пространст­ва и времени, однако согласно некоторым концепциям пространство и время связываются со свойствами материальных объектов). Мате­риальные объекты состоят из вещества и поля. Вещество имеет мас­су покоя и пространственно-временные измерения. Поле (гравита­ционное, электромагнитное) не имеет массы, но имеет пространст­венно-временные измерения. По объект-предметным областям есте­ственные науки подразделяются на физику, химию, биологию, гео­логию и, соответственно, на множество частных их разделов и ин-тердисциплинарных областей (частных наук) . Для примера назовем механику, электродинамику, молекулярную физику, органическую химию, аналитическую химию, физическую химию, биофизическую химию, биохимию, зоологию, орнитологию, физиологию, биогео­химию, экологию. Можно сказать, что естественные науки изучают Природу и ее творения.

Науками о духе с середины XX в. называются все сферы науки, в которых исследуются творе­ния духовно-культурной деятельности человека и идеальные объек­ты природы (интеллект, сознание, Бог, платоновские идеи): религия, искусство, общество, государство, право, экономика. Отсюда нау­ками о духе будут теология, религиоведение, эстетика, социология, этика, экономика, правоведение. Как видно, науки о духе - это науки об идеальных объектах. Идеальные объекты, какими бы они не бы­ли, существуют, реальны (т.е. их можно выделить как объекты), но они не имеют массы и не имеют пространственных измерений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7