Предмет формальной логики

Страница 1

Логические формы и правила соединения наших мыслей в рассуждении стихийно стали формироваться в глубокой древности, когда у человека, выделившегося из мира животных, появилась потребность обмениваться опытом и знаниями, сообщать свои мысли другим людям. Но в те времена люди, разумеется, не знали законов и форм мышления, правил логического вывода и умозаключений. Все эти знания накапливались человеком постепенно, в ходе общественной практики и многовекового развития познавательной деятельности.

Первые формы и приемы мышления вырабатывались стихийно. Люди в процессе постоянного общения между собой, с природой, в ходе трудовой деятельности находили простейшие приемы познания, проверяли истинность своих рассуждений. Первобытный человек наблюдал явления природы, познавал их особенности, находил пути, средства защиты от диких зверей, стихийных сил природы. Это постоянно развивало его мышление, совершенствовало пути и средства познания окружающего мира. Ведь даже для того чтобы добыть огонь, изготовить простейшее каменное орудие труда, построить несложное жилище, необходимо было владеть речью, обладать определенными знаниями, опытом и развитым мышлением.

Приемы и формы мышления, которые приводили к истинному знанию, соответствующему действительности, закреплялись как оправдавшие себя, и, наоборот, связи мыслей и рассуждений, которые вели к ложным выводам, отбрасывались как несостоятельные. Правильные логические формы и методы мышления проверялись в процессе практического воздействия человека на материальные предметы и закреплялись в его сознании.

Логика мышления в более полном и широком значении — это система законов и форм, которым объективно подчиняются, в которых существуют элементы мысли, а также их связи. Без действия таких законов и форм не может осуществиться связь мыслей, а без последних нельзя отобразить связи, отношения действительности. По происхождению и существованию логика мышления — не что иное, как своеобразное обобщенное отражение «логики вещей». Логика же вещей есть закономерность, необходимая последовательность вещей, связь одной вещи с другой, другой — с третьей и т. д. Окружающее человека множество вещей подчиняется определенным законам, оно не есть нечто хаотическое и беспорядочное, а наоборот, является упорядоченным и системным. В этом смысле можно отметить, что мир вещей логичен, и алогичным он никогда не был и быть не может.

Отсюда вполне понятно: раз мир логичен, подчиняется объективным законам, то и организуемая в соответствии с его объективной логикой деятельность людей также является логичной. Человек строит свою деятельность согласно логике вещей, двигаясь по «логике предметов». Если бы он строил деятельность иначе, не в соответствии, а в противовес логике вещей, достижение нужных ему результатов оказалось бы невыполнимым и даже больше — человек не смог бы выжить биологически. Так как «логика мышления» детерминирована непосредственно «логикой практики», а через нее, т. е. опосредованно, порождена «логикой вещей», то ясно, что без такой логики мышление не может существовать. Оно по природе логично. Нельзя согласиться с несостоятельным мнением, будто на первом этапе развития коллективное мышление людей было нелогичным, или “алогическим”. Некоторые авторы иногда предпочитают говорить о «дологическом» или «пралогическом» мышлении, что не меняет сути, ибо все это одинаково необоснованно. По природе мышление всегда, во все времена логично, поскольку возникает только как отражение логики вещей. Адепты «алогического» мышления обычно апеллируют к мифам, мифическому складу ума дикарей. Действительно, такой склад ума у дикарей есть: дикари часто наделяют предметы всякого рода духовными силами, верят в существование богов, демонов и т. п. Однако, причем тут структура, форма мышления, когда здесь речь должна идти об ошибочном мировоззрении, конкретном содержании, а не о логике мышления? Современные верующие тоже признают богов, чертей, ангелов, тем не менее никто не решится на этом основании характеризовать структуру их мышления в целом как «алогическую».

Страницы: 1 2