Предметная сфера философии науки

Страница 2

Соотношение философии науки с близкими ей областями науковедения и наукометрии иногда истолковывается в пользу отождествления последних или по крайней мере как нечто весьма родственное науковедению, а также дисципли­нам, включающим в себя историю и социологию науки. Од­нако такое отождествление неправомерно. Социология науки исследует взаимоотношения науки как социального института со структурой общества, типологию поведения ученых в раз­личных социальных системах, взаимодействие формальных и профессиональных неформальных сообществ ученых, дина­мику их групповых взаимодействий, а также конкретные социокультурные условия развития науки в различных типах общественного устройства.

Науковедение изучает общие закономерности развития и функционирования науки, оно, как правило, малопроблемно и тяготеет исключительно к описательному характеру. Оно как специальная дисциплина сложилось к 60 гг. XX в. В самом общем смысле науковедческие исследования можно опреде­лять как разработку теоретических основ политического и го­сударственного регулирования науки, выработку рекоменда­ций по повышению эффективности научной деятельности, принципов организации, планирования и управления науч­ным исследованием. Можно столкнуться и с позицией, ког­да весь комплекс наук о науке называют науковедением. Тог­да ему придается предельно широкий и общий смысл, и оно неизбежно становится междисциплинарным исследованием, выступая как конгломерат дисциплин.

Область статистического изучения динамики информаци­онных массивов науки, потоков научной информации офор­милась под названием «наукометрия». Восходя к трудам Дерека Прайса и его школы, она представляет собой приме­нение методов математической статистики к анализу потока научных публикаций, ссылочного аппарата, роста научных кадров, финансовых затрат.

В определении центральной проблемы философии науки существуют некоторые разночтения. По мнению известного философа науки Ф. Франка, центральной проблемой фило­софии науки является вопрос о том, как мы переходим от ут­верждений обыденного здравого смысла к общим научным принципам. К. Поппер считал, что центральная проблема философии знания, начиная по крайней мере с Реформации, состояла в том, как возможно рассудить или оценить далеко идущие притязания конкурирующих теорий или верований? Вместе с тем круг проблем философии науки достаточно ши­рок: к ним можно отнести вопросы типа, детерминируются ли общие положения науки однозначно или один и тот же ком­плекс опытных данных может породить различные общие по­ложения? Как отличить научное от ненаучного? Каковы критерии научности, возможности обоснования? Как мы находим основания, по которым верим, что одна теория луч­ше другой? В чем состоит логика научного знания? Каковы модели его развития? Все эти и многие другие формулировки органично вплетены в ткань философских размышлений о науке, и, что более важно, вырастают из центральной проблемы философии науки – проблемы роста научного знания.

Можно разделить все проблемы философии науки на три подвида. К первым относятся проблемы, идущие от философии к науке, вектор направленности которых отталкивается от спе­цифики философского знания. Поскольку философия стремит­ся к универсальному постижению мира и познанию его общих принципов, то эти интенции наследует и философия науки. В данном контексте она занята рефлексией над наукой в ее пре­дельных глубинах и подлинных первоначалах. Здесь в полной мере используется концептуальный аппарат философии, необ­ходимо наличие определенной мировоззренческой позиции.

Страницы: 1 2 3 4