Приведите характерные высказывания из произведений Ф. Ницше и З. Фрейда и объясните их

Страница 1

«Пусть гибнут слабые и уродливые – первая заповедь нашего человеколюбия. Надо еще помогать им гибнуть».

На месте христианского святого Ницше желает видеть того, кого он называет «благородным» человеком, но не в качестве представителя всех, а как правящего аристократа. «Благородный» человек способен на жестокость и при случае на то, что вульгарно рассматривается как преступление. Он обладает чувством долга только по отношению к равным себе. Он покровительствует художникам и поэтам и всем, кто владеет каким-либо мастерством, но делает это как существо более высокого порядка, чем те, которые лишь умеют что-нибудь делать.

Ницшевский сверхчеловек стоит «над добром и злом», вне любых моральных норм – кроме тех, которые создает сам.

Сверхчеловек Ницше – это сильная личность, разорвавшая оковы «рабской морали», построенной на послушании и восставшая против человеческих законов, это аристократ, находящийся вне пределов «стада»2. но это еще и аристократ духа, т.е. широко образованный человек, хорошо разбирающийся в искусстве и способный к глубокому его восприятию.

«Христианство принимало сторону всего слабого, низкого, уродливого, свой идеал оно составило по противоположности инстинктам сохранения жизни, жизни в силе; христианство погубило разум даже самых сильных духом натур, научив чувствовать заблуждение, искушение, греховность в самых высших ценностях духовных»1.

В учении Ницше происходит переоценка всех традиционных моральных ценностей Запада. По его мнению, христианство, с его призывами к состраданию, милосердию, послушанию, портит человека, подавляя важнейшие жизненные инстинкты.

Христианство, доказывает он, стремится смирить человеческое сердце, но это ошибка. В диком звере есть нечто величественное, что он теряет будучи укрощен.

Он осуждает христианскую любовь потому, что считает ее результатом страха: я боюсь, что мой сосед обидит меня, поэтому я уверяю его, что люблю его. Если бы я был сильнее и храбрее, я бы открыто показывал свое презрение к нему, которое я, конечно чувствую. Ницше не мог себе представить, чтобы человек искренне чувствовал любовь ко всему человечеству, потому что он сам испытывал ко всему ненависть и страх, которые он был вынужден скрывать под маской надменного безразличия. Его «благородный» человек, которым он сам был в своих мечтах, полностью лишен сострадания, безжалостен, хитер, зол, занят лишь своей собственной властью.

«…искажение, которое мешает нам понять сновидения, является следствием деятельности цензуры, направленной против неприемлемых, бессознательных желаний».

До Фрейда сфера психического отождествлялась только со сферой сознательного. Поэтому одним из важнейших его достижений можно считать введение в область научного рассмотрения понятия «бессознательного» (в более поздних работах Фрейд называет его «Оно»). С точки зрения Фрейда, бессознательное стоит за множеством наших действий, и, прежде всего, за такими, как фантазии, сны, оговорки, за забытыми впечатлениями (вытесненными из сферы сознательного).

Первым шагом к пониманию бессознательного стал для Фрейда анализ сновидений, когда сознательное «Я» наименее активно, а значит, деятельность бессознательного проявляется особенно свободно. В снах Фрейд различал два основных слоя. Первый из них – это явное, открытое содержание, именно его пересказывает человек, увидевший сон. Но за ним стоит второй – скрытый – слой, представляющий подлинное содержание сна, и его правильное понимание требует специальных усилий, применение метода психоанализа. Это связано с тем, что наше сознательное «Я» устанавливает цензуру на целый ряд желаний и влечений, поэтому, проявляясь во сне, эти желания и влечения обретают причудливую, зашифрованную форму.

«Дело обстоит вовсе не так, как будто только извращения вынудили нас к тому изменению понятия сексуальности, которое вызвало столь резкий протест. Еще больше способствовало этому изучение детской сексуальности, а совпадение обоих явлений стало для нас решающим. Но проявления детской сексуальности, как бы они ни были очевидны в более позднем детстве, кажется, исчезают в неопределенности по мере приближения к их начальным стадиям».

Страницы: 1 2