Происхождение искусства и его основные функции

Страница 1

Искусство – это неотъемлемая часть жизни людей, которая сопровождает человечество с древнейших времён. Наряду с религией и наукой, оно является одним из способов познания человеком мира и самого себя.

Искусство относится к чувственному способу изучения и отражения действительности. Это часть духовной культуры общества, которая тесно связана с моралью, эстетикой, духовными ценностями; форма общественного сознания[1].

В искусстве проявляются творческие способности человека, его эстетическое сознание. Эстетическое сознание – эстетические чувства, вкус, созерцание, восприятие, суждения, ценности, взгляды, идеалы, - формируется в процессе эстетической деятельности[2].

Во все времена искусство доставляло человеку удовольствие и обогащало его внутренний мир. Особенностью искусства является возможность создания новой реальности, - такой, которая приятна автору. Которая отражала бы не реальный мир, а желаемый. Таким образом, искусство – это целый мир, существующий параллельно с реальным, в котором находит отражение эстетическое сознание человека.

Возникновение искусства относится к истории первобытного общества.

Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы примерно шестьдесят тысяч лет тому назад. Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода - каменным орудиям и сосудам из глины, хотя в этом не было практической необходимости. Найдены были фигурки, изображающие женскую фигуру, так называемые «палеолитические Венеры». Также к эпохе палеолита относятся произведения пещерной живописи. Самые прекрасные из них были созданы примерно двадцать - десять тысяч лет назад. Пещерные росписи сохранили облик мамонтов и пещерных медведей, быков, лошадей, северных оленей.

Самые интересные пещерные росписи в Европе находятся в пещерах Альтамира в Испании и Ласко во Франции.

Наряду с пещерными росписями и рисунками в ту пору изготовляли разнообразные изваяния из кости и камня. Их делали с помощью примитивных инструментов, и эта работа требовала исключительного терпения.

К эпохе бронзы относятся своеобразные огромного размера сооружения, получившие название менгиров. Сохранились и иного рода сооружения - дольмены, первоначально служившие для погребений: стены из огромных каменных плит перекрывались крышей из такого же монолитного каменного блока. Многочисленные менгиры и дольмены располагались в местах, которые почитались священными. Таким образом, изобразительное искусство и скульптура считаются первыми появившимися жанрами искусства.

Другие жанры искусства возникли, вероятно, чуть позже. Уже во времена существования древнейших государств было развито музыкальное искусство, танцы. Огромной популярностью пользовалось театральное искусство (например, в Древней Греции).

В настоящее время жанров искусства насчитывается намного больше:

· художественная литература

· архитектура

· декоративное искусство

· живопись

· графика

· музыка

· хореография

· театр

· искусство фотографии

· кино

· телевидение

· эстрада

· цирк

Искусство пронизывает все сферы жизни общества. Оно имеет ряд функций:

1. Общественно-преобразующая (искусство как деятельность). Все планы искусства как деятельности в совокупности обеспечивают общественно - преобразующее воздействие искусства на деятельность. Искусство действие, преображения творения в соответствие с идеалами художника.

2. Познавательно-эвристическая функция, (искусство как знание и просвещение). Оно является средством просвещения (передача опыта, фактов), образования (передача опыта, навыков мышления, обобщения, системы взглядов на факты) и людей. Познавательная информация, содержащаяся в искусстве огромна. Она наполняет наши знания о мире. Искусство служит и средством познания мира, и способом самопознания личности.

3. Функция предвосхищения ("кассандровское начало", или искусство как предсказание).

4. Информационная и коммуникативная (искусство как сообщение и обобщение). Искусство - художественная коммуникация, и его родство с языком неоднократно подчеркивалось в истории эстетики. На коммуникативном плане основывается его современное вселиютическое рассмотрение как знаковой системы, несущей информацию, как специфического канала служащего делу обобщения индивидуального опыта отношений и индивидуализации общественного опыта.

5. Воспитательная функция. (Искусство как катарсис; формирование целостной личности). Если воспитательное воздействие других форм общественного сознания носит частный характер: мораль формирует нравственные нормы, политика политические взгляды, философия - мировоззрение, наука готовит из человека специалиста, то искусство воздействует комплексно на ум и сердце.

Страницы: 1 2 3