Развитие всемирной истории в XX веке, ее основные тенденции

Страница 5

И все же, признавая всю значимость примера международного социализма, не надо его и преувеличивать. Капитализм развивался не путем плагиата социалистических ценностей, развиваемых где-то вне его социального пространства, а по собственной траектории, реализуя тот потенциал, те возможности, которые заложены именно в нем. В этой связи то обстоятельство, что общечеловеческие, со­циалистические ценности могут развиваться именно на этой базе. заставляет об очень многом задуматься.

Ну а что же социализм, как выдержал он первое испытание ис­торической реальностью? Следует сразу же сказать, что социальные противоречия, приведшие к социалистической революции, объе­ктивны, а сама революция закономерна. Требования трудящихся классов в социалистической революции справедливы, социалистиче­ские цели и идеалы, которые провозгласили лидеры социалистиче­ской революции, - уважение к людям труда, борьба против эксплу­атации, свобода народов, равенство наций, права человека и т.д. и т.п. - прогрессивны. Так что по своим импульсам, по своим це­лям процессы, вылившиеся в социалистическую революцию и социа­листическое строительство, вполне могли претендовать на лидер­ство в мировом прогрессе.

Но та модель социализма, которая претворилась в жизнь в XX в., как небо от земли, оказалась далекой от этих целей и иде­алов. Ликвидация эксплуататорских классов отнюдь не привела к социальному раскрепощению трудящихся. Свергнутые классы были за­менены партийно-административной элитой, которая в своем реаль­ном отношении к народу оказалась не менее, а более жестоким эк­сплуататором, чем буржуазия и помещики. Общественная собствен­ность, превратившись в государственную, привела на деле к колос­сальному отчуждению трудящихся от собственности, в зародыше уни­чтожив развитие любого экономического интереса.

государство диктатуры пролетариата, а затем общенародное государство оказалось равнодушным к реальным интересам людей, бо­лее того, их противником, автором и исполнителем репрессий, ана­логов которым история вообще не знает. Коммунистическая идеоло­гия на этом фоне стала самой разнузданной демагогией, идеологи­ческим средством манипуляции массами, средством их обмана.

Но, пожалуй, самый главный порок модели социализма XX в. -ее коренное неприятие человека, его интересов. Она ориентирова­лась на интересы классов, но, строго говоря, речь шла не о них. Разговоры о классовом интересе лишь прикрывали интересы самой тоталитарной системы.

Все это привело к тому, что реальная история социализма в XX в. стала историей парадоксов и противоречий: передовая идео­логия и цинизм политической практики, военная мощь и нищета на­рода, геополитические амбиции и внутренняя пустота, разговоры о человеке и его реальное бесправие и т.д. Все это накапливалось, обострялось и завершилось закономерным крахом.

Следует отметить, что при всех отступлениях, "откатах", ко­торые были прежде в истории и которые сопровождали историческое становление новых общественных форм, развала такого масштаба, такой интенсивности, такого тотального отрицания определенных форм жизни история еще не знала.

Что же сыграло роль главной пружины в этом развале социа­лизма? В контексте нашей лекции можно выделить два момента:

во-первых, это отказ от сути самой идеи социализма - безус­ловный приоритет человека в обществе во всех измерениях его бы­тия. Как раз человек, его интерес оказались самым мелким и не­существенным фактором в этом социализме;

во-вторых, реальный социализм XX в. заимствовал самые низ­менные черты прошлых обществ: эксплуатацию людей, политическое изуверство, лицемерие, демагогию и обман, обеспечение комфорт­ной жизни для избранной политической элиты и т.д. и т.п. Короче говоря, все те пороки, которые свойственны рабству, феодализму и капитализму в его начальных и диких формах, возродились в ис­тории социалистических стран.

Именно в силу названных причин социализм XX в. не выдержал испытания исторической реальностью и развалился под гнетом соб­ственных неустранимых противоречий.

Однако вернемся к основному вопросу: кому принадлежит XX в., по чьему сценарию развертывалась его история?

Сегодня представляется, что ставить вопрос просто об аль­тернативе "капитализм-социализм" недостаточно, поскольку эти понятия уже не вполне адекватны тем реалиям, которые они обычно обозначают. Поэтому и противопоставление их в качестве основной движущей силы XX в. в данном случае не годится. Здесь нужен иной категориально-понятийный строй мышления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6