Синергетический вызов культуре

Страница 10

- роли аналогов хаоса, разнообразия элементов знания и опыта, испытания ряда ментальных альтернатив для устойчивого и продуктивного функционирования когнитивных систем;

- быстрых процессов роста научного знания и научной информации, режимов с обострением (blow-up regimes), а также смены двух взаимодополнительных режимов на научной среде - быстрого развития и локализации процессов, с одной стороны, и замедления, спада активности и "растекания" - с другой;

- соотношения элементов преддетерминации и открытости эволюционных процессов, связанных с событием выпадения на структуру-аттрактор как одну из спектра возможных структур знания, с выбором дальнейшего пути эволюции на поле большого, но ограниченного, спектра возможностей;

- конструктивных механизмов коэволюции сложных, иерархически организованных и "разновозрастных" структур индивидуального сознания, знания и коллективной когнитивной деятельности (системы сознания-подсознания ученого; научных школ, как правило, охватывающих несколько поколений ученых;

- науки как сложной системы, включающей в себя слой интуитивного знания, скажем, интуитивные представления о движении современного человека, близкие к физике Аристотеля, народную науку, институализированную науку и неукладывающийся на сегодня в рамки установленного и объяснимого слой паранормального знания - паранауку);

- возможности эффективного управления нелинейными системами сознания и знания посредством топологически правильно организованных, так называемых резонансных, воздействий.

5. "Детство науки" и детское сознание с точки зрения синергетики

С синергетической точки зрения могут быть проанализированы образы сознания в филогенезе и онтогенезе человека, представления "детства науки и культуры" (первобытного сознания) и образы детского сознания. Как для архаического, так и для детского сознания характерны образы древа познания и поиска, образы мандалы, цикличности, возвратов к прошлому, к сокровищнице сознания, а также синкретичность пространственных и временных представлений.

Образы "древа познания" показывают наличие интуитивного чувства (и у древнего человека, и у ребенка) о плодотворности разнообразия, элементов хаоса для надлежащей мироориентации. Причем плюрализм жизненных и когнитивных путей означает не только развертывание возможностей, но и их свертывание, не только элементы дивергенции в творчестве, познании, жизненной практике, но и элементы конвергенции в них.

Динамичность развития поддерживается, с синергетической точки зрения, только за счет чередования двух взаимодополнительных режимов возрастания интенсивности процессов и их спада, стекания на центральное традиционное ядро процессов и растекания от него, только за счет частичных возвратов к старому, к традиции, к "прасреде" сознания, что интуитивно отражается в устойчиво повторяющихся образах мандалы. Получается, что "прошлое ещё впереди", как однажды выразилась М.Цветаева. Подобным образом Р.М.Рильке отмечает, что "будет скрыто многое и впредь, чтобы наши завтрашние дали мы в себе сегодня обретали". Аттракторы развития как будущие состояния предданы. Они предстают как "память о будущем", "воспоминание будущего".

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13