Синергетика и интернет?

Страница 1

Это вопрос далеко не тривиальный. По крайней мере, не имеющий ответа применительно роли ИНТЕРНЕТ в получении современного образования. Вполне очевидно, что ИНТЕРНЕТ уже сегодня может быть областью изучения его специалистами из различных областей знаний - программистов, системщиков, методологов, преподавателей, обучающихся, психологов, математиков, лингвистов, филологов, философов. Однако, столь пристальное внимание со стороны представителей самых разных научных профессий вовсе не гарантирует создания и/или осознания какой-то цельной картины, общего подхода к пониманию проблем глобальной компьютерной сети. В результате рождается проблемное поле междисциплинарного исследования, вбирающее в себя различные подходы, языки описания, модели и теории путем использования приемов синергетики. Пользователь ИНТЕРНЕТ, к примеру, может увидеть с помощью некоторой компьютерной программы, сервер своего провайдера, страницы необходимых ресурсов, серверы новостей. Можно также узнать статистику роста числа серверов, статистику обращений к своей странице, маршруты своих запросов. Однако увидеть ИНТЕРНЕТ "вообще" не может, так в этом качестве ИНТЕРНЕТ вещь эмпирически ненаблюдаемая, уже хотя бы потому, что пользователь всегда включен в ИНТЕРНЕТ - то есть он всегда "внутри" сети, сеть всегда его среда. Поэтому остается либо пускаться в философские спекуляции ("спекуляция" от латинского слова speculate - означает наблюдение очами разума, умозрение, умопостроение), либо решать свои конкретные жизненные проблемы, отказавшись от попыток найти ответ на этот вопрос. При этом следует предполагать, что размышления по поводу того, "что такое ИНТЕРНЕТ" могут быть весьма плодотворными, не только в чисто теоретическом, но и в практическом аспекте. Во всяком случае, мыслить на эту тему, скорее всего полезнее, чем не мыслить. Для осмысления этих проблем предлагается методология (условно названая АДТ-методология), использующая методологические проблемы и принципы теоретизации двух подходов - синергетики и квантовой механики. Такая методология - это скорее философия, то есть общий, принципиально незавершенный подход, идея оценки фактов, метатеория, позволяющая подбирать и достраивать конкретные теории с тем, чтобы говорить о содержательных моделях, математическом аппарате, критериях рациональности, способах верификации данных.

С точки зрения АДТ-методологии, ИНТЕРНЕТ - это сложная, самоорганизующаяся самореферентная коммуникативная система, обладающая эмерджентными (внезапно появляющимися, неожиданными) свойствами, для описания которой необходимо учитывать теоретические принципы квантовой механики наблюдаемости и дополнительности, а также синергетические принципы подчинения и круговой причинности. Это высказывание не есть определение - в силу того, что его центральные понятия здесь точно не заданы. Это только отправная точка, толчок для соответствующих дискуссий о реалиях, которые следует попытаться понять с помощью предлагаемого здесь подхода и взгляда. Предложенный выше текст не подразумевает изложения строгих привил того, как можно познать ИНТЕРНЕТ с помощью предлагаемых к обсуждению методов и подходов. Такое изложение противоречило бы сути рассматриваемого проекта: будь эти правила сформулированы "ясно и отчетливо", они сразу поставили бы под сомнение саму возможность такого познания, понимаемого как коллективный интерсубъективный процесс коммуникативной самоорганизации. Основная цель этого текста (выше см. абзац курсивом) состоит в том, чтоб обратить внимание на фундаментальное значение "принципа приготовления" синергетической системы с тем, чтобы ожидаемый эффект самоорганизации был ней, хотя бы частично, реализован. "Синергетическая система" здесь понимается в широком смысле, включая системы внешнего и внутреннего предоставлен знаний образов, понятий и идей. Самое интересное приложение синергетики, с точки зрения настоящей концепции, реализуется в настоящее время в науках о головном мозге и комплекс наук, называемых когнитивными. Это теория распознания образов, обучения коммуникации и параллельных самоорганизующихся вычислений. С этих позиций оказывается возможным по-новому взглянуть на процессы мышления, восприятия знаний, речи, письма - как на процессы, совершающиеся и "внутри" человеческого мозга и "вовне", в пространстве коммуникации, синергетического взаимодействия головного мозга - со всеми очевидными и неочевидными опосредованиями. Такой контекст наиболее адекватен для дальнейшего рассмотрения проблем самоорганизации глобальной компьютерной сети. С этой точки зрения центральной проблемой познания ИНТЕРНЕТ является проблема познания новых форм диалога и коммуникации. В качестве еще одной теоретической фиксации необходимо отметить, что B сложноорганизованных системах (системах, интуитивно представляемых состоящими из очень большого числа элементов и их связей, системах открытых, меняющихся) процессы коммуникации принципиально отличны от процессов в системах с малым количеством элементов, требуя иного понятийного и методологического аппарата. Таких понятий как информация, обмен информацией, хранение информации уже недостаточно для объяснения процессов, происходящих в сложной системе. В каком-то смысле, рассуждения о том, что сеть служит для хранения и обработки информации, похожи на рассуждения о том, что океан "нужен" для хранения и обработки воды. Это в определенной степени не совсем так. В случае с океаном могут быть и более важные трактовки. Есть основания предполагать, что "океан" ИНТЕРНЕТ ничему не служит, что "океан" существует уже "сам по себе" - со своими бурями, течениями и штилями. С учетом такого предположения, можно высказать точку зрения, что центральным понятием ля объяснения процессов, происходящих в сети является понятие самоорганизации коммуникативного процесса. А именно, самоорганизации - как "тонкой", сложноорганизованной структуры согласованности коммуникаций, когерентного взаимодействия, не являющегося следствием какого-то смыслового, целеполагающего управленческого воздействия. По крайней мере, вполне корректным может быть предложение о способности или возможности такой сложной самоорганизации.

Страницы: 1 2 3