Синергетика и проблемы управления в технике, экономике и социологии

Страница 3

Создание и развитие современной системы дистанционного образования.

Для научного обоснования методов и средств проведения работ по информатизации сферы образования должны быть в опережающем порядке проведены исследования по следующим направлениям:

1.Разработка методов моделирования и концептуального проектирования процессов информатизации образования.

2.Содержание и методология преподавания знаний, умений и навыков по информационным технологиям общего назначения (информатика) от начального до послевузовского образования и обеспечения преемственности в развитии знаний, умений и навыков на всех этапах непрерывного образования.

3.Анализ и обоснование целесообразности и пропорций использования ИТ и традиционных методов в обучении по всему образовательному циклу от начального до послевузовского.

4.Исследование проблем обеспечения всех видов безопасности обучаемых в условиях использования ИТ и компьютерной техники.

5.Методология создания автоматизированных систем обучения (АСО) и их компонент (автоматизированные учебники, курсы, практикумы и т.д.).

6.Анализ и обоснование содержания и структуры АСО в различных видах профессионального образования (гуманитарного, технического и др.).

7.Создание методик преподавания в условиях применения АСО.

8.Методология контроля качества обучения с использованием ИТ по всему образовательному циклу и во время профессиональной переподготовки специалистов.

9.Анализ и обоснование целесообразного соотношения профессионального обучения в реальных и моделируемых с использованием ИТ профессиональных средах.

10.Исследования в области перспективных базовых ИТ - программно-технических, телекоммуникационных, мультимедийных и т.д.

Пo результатам выполнения НИР по всем приведенным направлениям после авторитетной экспертизы должны вырабатываться нормативные и/или рекомендательные документы Минобразования России.

2. Непрерывность образования как основная идеология его реформирования, развития и информатизации.

Для России сегодня первостепенными являются вопросы не о том, что будет с системой образования через 50 лет, хотя это тоже очень важно, а о том, что необходимо сделать сегодня, завтра, в ближайшие годы, чтобы выйти из кризисного состояния, стабилизировать обстановку в сфере образования и направить его в русло общемировых тенденций. Для разработки комплекса мер, гарантирующих достижение целей развития образования в России необходимо:

Сформулировать философию образования и развития информатизации образования.

Сформулировать государственную образовательную политику и доктрину образования.

Определить стратегию, глобальные и локальные цели образования.

Сформулировать новую миссию, роль и место сферы образования в современной России.

Исключительно важным является условие, в соответствии с которым реформирование сферы образования и ее информатизация должны в обязательном порядке идти одновременно и взаимозависимо, а не последовательно или параллельно. Переход сферы образования на качественно новый уровень без информатизации просто невозможен. Центральным понятием настоящего документа является понятие "образования". При всей распространенности и, казалось бы, устойчивости понятия "образования" смысл, вкладываемый в него, все еще требует серьезного научного анализа и обоснования. Можно выделить, по меньшей мере, четыре аспекта его содержательной трактовки:

образование как ценность;

образование как система;

образование как процесс;

образование как результат.

Понять и оценить истинную сущность образования как сложного, многопланового явления можно лишь в единстве этих аспектных характеристик. При этом не следует смешивать макросистемную характеристику образования как целостного социального явления и его же системную характеристику KBK совокупности взаимосвязанных подсистем различных звеньев общего и профессионального образования - дошкольного, школьного, среднего и высшего профессионального, послевузовского и т.д. Среди наиболее прогрессивных идей человечества конца нынешнего столетия существенное место занимает идея непрерывного образования. Ее главный смысл - постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни. Это влечет за собой и процветание всего общества. Характерно, что понятие "непрерывное образование" впервые прозвучало в 1972 году, то есть практически одновременно с зарождением рыночной экономики. Именно рыночная экономика в силу чрезвычайной подвижности своей конъюнктуры вынуждает людей постоянно учиться и переучиваться - и в случае перемены работы или профессии, и в случае, когда человек остается на своем рабочем месте длительное время - к этому его вынуждают постоянные поиски производства новых товаров или услуг, повышение их качества, удешевления технологий в условиях острейшей конкуренции. На новом этапе экономической реформы в России необходимо обеспечить системное реформирование содержания образования, создать механизм его постоянного обновления. При этом основополагающая цель состоит в переходе к многообразному и непрерывному образованию, охватывающему всю активную жизнь человека. Многообразие и непрерывность должны выступать не только как перспективные тенденции, но и как условия достижения нового качества образования. Построение системы непрерывного образования - проблема чрезвычайно сложная. Создание ее потребует в перспективе коренной перестройки всего содержания образования, начиная с детского сада, переналадки организационных основ образования и т.д. Сегодня Россия находится в самом начале этого пути. На этом этапе основными противоречиями, по-видимому, являются противоречия, обусловленные корпоративностью, ведомственной разобщенностью образовательных структур, их замкнутостью и самоизоляцией во многих аспектах их деятельности: содержательной, организационной, кадровой и т.д. Переход к непрерывному образованию должен преодолеть ориентацию традиционных образовательных процессов на поверхностную "энциклопедичность" содержания, перегруженность информационным и фактологическим материалом, не связанным с запросами учащихся или нуждами общества. Предстоит переориентировать учебно-воспитательный процесс с воспроизводства только образцов прошлого опыта человечества на освоение способов преобразования действительности, овладение средствами и методами самообразования, умением учиться. Образование должно быть обращено к будущему, к тем проблемным ситуациям, разрешение которых предполагает использование научных знаний в качестве средства практической деятельности. Такая постановка целей общего образования, естественно, должна вывести на ведущее место трудовую подготовку школьников. Аналогично - профессиональные учебные заведения всех уровней должны быть переориентированы - от обучения студентов каким-либо конкретным профессиям "на всю жизнь" к предоставлению им, в первую очередь, широкого базового профессионального образования. Приводимые ниже принципы развития непрерывного профессионального образования разделены по основанию пары категорий диалектики "содержание-форма". Причем, содержательный аспект, в свою очередь, делится на два: состав подсистемы "содержание" и ее структурные связи. Целесообразно выделить три принципа построения состава "содержания", соответствующих разным векторам движения человека в образовательном пространстве непрерывного образования:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8