Синергетика и проблемы управления в технике, экономике и социологии

Страница 4

(1) Принцип многоуровневости профессиональных образовательных программ предполагает наличие многих уровней и ситуаций базового профессионального образования (вектор движения вверх).

(2) Принцип дополнительности (взаимодополнительности) базового и последипломного профессионального образования. Этот принцип относится к "вектору движения вперед" человека в профессиональном образовательном пространстве.

(3) Принцип маневренности профессиональных образовательных программ относится к вектору движения человека в профессиональном образовательном пространстве - "по горизонтали".

Другим направлением реализации является рассмотрение непрерывного профессионального образования как системы образовательных процессов (образовательных программ), направленных на обеспечение становления и дальнейшего развития профессионализма специалистов в соответствии с их личностными потребностями и социально-экономическими требованиями общества.

3. Концептуальные принципы развития информатизации сферы образования

Нынешнюю ситуацию в мире информационных технологий можно сравнить с положением, создавшимся вскоре после изобретения печатного станка. Станок изобретен и теперь все зависит от того, кто и какие книги будет печатать. В сравнении с этим проблемы совершенствования полиграфии оказываются вторичными. Лимитирующим фактором в современных ИТ являются не средства вычислительной техники, а кадры, способные ставить содержательные задачи и находить новые области эффективного приложения и использования компьютеров. Успехи нашей страны в обозримом будущем, ее возможности выбрать и реализовать оптимальную историческую траекторию во многом связаны с развитием информационной сферы. Последнее, в первую очередь, зависит от квалификации кадров, которая в решающей степени определяется системой образования. В Концепции информатизации высшего образования Российской Федерации (утверждена 28 сентября 1993 г.) был выдвинут, исходя из общих представлений синергетики, принцип "островной" информатизации. В соответствии с ним "фазовый переход" системы образования к новым информационным технологиям должен был начаться с помощью нескольких "центров кристаллизации" в отдельных региональных структурах. Последние играли роль флагманов, на опыте и ошибках которых могут учиться другие, в которые должны быть вложены основные средства. Жизнь полностью подтвердила положительную роль принципа "островной" информатизации. Выживание части российских ВУЗов во многом обусловлено необходимостью и гетерохронностью процессов, разворачивающихся в образовательном пространстве России.

Поскольку принцип "островной" информатизации все еще сохраняет свою актуальность для целого ряда образовательных учреждений во многих регионах, полезно повторить, что практически этот принцип означает следующее:

а) выделение и/или создание в системе образования ключевых opгaнизационных, учебных, социальных и управленческих подструктур, допускающих интегральную информатизацию и способных служить "островами", начиная с которых может начать развертываться процесс глобальной информатизации образования;

б) проведение и обеспечение в этих подструктурах процесса системной интеграции информационных технологий, включающего одновременно, как адаптацию информатизируемых учебных курсов и структур к современным ИТ и адаптацию уже существующих образовательных технологий к требованиям, предъявляемым этими структурами, так и одновременное создание взаимно совместимых новых организационных структур и новых информационных технологий;

в) создание и поддержку условий, обеспечивающих pacпрocтpaнeниe процесса разработки и использования информационных технологий в системе образования с этих "островов" информатизации на систему образования в целом. При этом предлагаемая "островная" методология должна и дальше учитывать и допускать существование, развитие и конкуренцию различных информационных технологий. С системных позиций необходимо обеспечить существование, взаимосвязь и взаимовлияние популяции информационных технологий в образовании, науке, промышленности, экологических структурах и т.п., в том числе и резко отличающихся от "островных" информационных технологий. Недооценка этого приводит, как это уже неоднократно имело место, к насильственному директивному внедрению НИТ в несвойственную им среду различных по своему характеру образовательных учреждений, где они могут быть отторгнуты, и в результате - к отрыву существующих образовательных технологий от динамики процесса информатизации сферы образования и общества в целом. Поэтому "островная" методология должна использовать различные методы сбалансированной финансовой и специальной поддержки и конкуренции pазноpодных информационных технологий в образовательном процессе. Концептуальными принципами, обеспечивающими реализацию процесса информатизации сферы образования являются нижеследующие. Принцип системности. Изменения современного мира связаны не только переменами в технологиях, культуре, идеологии, в образе жизни, но и с изменением системных свойств нашего мира - усложнением, появлением новых субъектов и уровней управления, новых механизмов и пpичинно-следственных связей. Поэтому ответ на этот вызов современности должен быть связан не с отдельными пусть даже очень полезными мерами, а с изменением системных свойств объектов информатизации. Таким образом, цель процесса информатизации образования России - это изменение системных свойств сферы образования и, в первую очередь, высшей школы, с целью повышения ее восприимчивости к инновациям, предоставления возможностей активного целенаправленного использования мировой информационной магистрали, новых возможностей влиять на свою образовательную научную, профессиональную тpаектоpию, а с ними и на историческую тpаектоpию России. Принцип инвариантности. В настоящее время широко обсуждаются различные концепции дальнейшего pефоpмиpования сферы образования нашей страны. Они отражают различные политические курсы, разное отношение к пpеобpазованиям экономической и социальной системы, представления об идеалах и целях развития. Пpедлагаемая Концепция является независимой, инваpиантной относительно выбоpа того или иного ваpианта pефоpмы системы образования, котоpый является в большой степени выбоpом, пpежде всего, в политических, экономических и управленческих сфеpах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8