Синергетика и проблемы управления в технике, экономике и социологии

Страница 6

С учетом сказанного выше, основная мысль обеспечения системной интеграции информационных технологий в образовании состоит в том, чтобы один информационный метод сопровождал пользователя в качестве обучаемого с дошкольного возраста до достижения им профессионального уровня и далее. На протяжении всех лет обучения следует как бы "жить" в единой информационно-образовательной среде, а не "прыгать" с одной ступени на другую, от одного подхода к другому. "Единая среда" обучения должна интегрировать в себе традиционные и новые информационные технологии, в том числе появляющиеся вновь в результате технического прогресса и развития средств информатики. Программный метод обучения, реализующий такую информационную среду (технологию), должен быть, прежде всего, инструментом. Целью реализации системной интеграции как средства является создание успешно интегрирующихся информационных технологий в социально-психологической среде образования, а не только в программно-машинном комплексе. Последний является всего лишь элементом указанной среды обучения. Для улучшения процесса целеполагания при разработке информационных технологий и процессов предлагается понятийно дифференцировать составляющие элементы системной интеграции следующим образом.

Методно-конфигурационная интеграция - построение конфигураций (совокупностей) методов (видов обеспечения интеграции) по заданным параметрам для реализации требуемых функций, основанное на выборе из уже существующих методов, либо проектирование новых методов с последующим созданием целостной структуры этих конфигураций.

Процедурно-технологическая интеграция - создание целостной системы организационно-технических процедур решения комплекса задач.

Комплекснозадачная интеграция - создание из имеющейся номенклатуры задач целостной структуры комплекса или ансамбля задач.

Функционально-конфигурационная интеграция - декомпозиция части целевых функций с последующей комплекснозадачной интеграцией.

Системная интеграция - создание полной структуры целевых функций, оптимальная декомпозиция и последующая функционально-конфигурационная интеграция.

Процесс системной интеграции информационных технологий в сфере образования реализуется путем использования следующего сценария, в котором оперируют соответствующими понятиями. Совокупность взаимодействующих между собой технических и программными элементов, выполняющих некоторую функцию образовательной информационной технологии, определяется как программно-техническая конфигурация. Элементами такой конфигурации (конфигурационные элементы) могут быть любые технические устройства. А также программы и программные комплексы. Известно, что конфигурационный элемент может работать в нескольких режимах. При этом его характеристики в различных режимах могут отличаться друг от друга. Таким образом, хотя конфигурационный элемент как объект представляет единое целое, его самого можно рассматривать как совокупность каких-то элементов, различающихся между собой. Принято их считать виртуальными элементами. То есть, виртуальным элементом является конфигурационный элемент, работающий в определенном режиме. Естественно, встроенный в конкретную систему конфигурационный элемент может функционировать в одном "виртуальном" режиме или переключиться между различными режимами. Выше было отмечено, что конфигурационные элементы могут быть двух типов, а именно технические элементы, т.е. все технические устройства, и программные элементы, это все программы, которые установлены в конфигурации. Поскольку технические и программные элементы конфигурации взаимодействуют друг с другом, ее работоспособность и эффективность напрямую зависит от взаимодействующих элементов. В нормально функционирующей конфигурации, непосредственно взаимодействующие элементы должны быть совместимы. При этом элементы находятся и в отношении взаимообуславливающего функционирования, т.е. функционирования одних технических и программных элементов делает возможным функционирование других технических и программных элементов. В свою очередь, если последние не функционируют, то не могут функционировать и первые.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8