Современная немарксистская западноевропейская–философия

Страница 6

"Пограничные ситуации" ставят человека перед необходимо­стью ВЫБОРА. Он постоянно должен выбирать ту дли иную форму своего поведения, ориентироваться на те или иные ценности и идеалы.

Способность человека выбирать, творить самого себя и по своему подобию других людей является, по мнению экзистенциа­листов, следствием фундаментальной отличительной черты чело­веческого существования - его СВОБОДЫ. Они подчеркивают, что человек совершенно свободен.

Проблема свободы у экзистенциалистов имеет сильную пози­тивную сторону, которая заключается в том, что деятельность людей направляют главным образом не внешние обстоятельства, а внутренние побуждения. Они обладают неограниченной свободой в определении целей своей деятельности, В ВЫБОРЕ СРЕДСТВ для их достижения. Тут уж от каждого человека очень многое зави­сит, и, видимо, не следует, при негативном развитии событий, ссылаться на какие-то особые "обстоятельства".

Слабость же, уязвимость экзистенциалистского подхода к проблеме свободы обнаруживается в неумении или нежелании увя­зать субъективные цели людей с внешними историческими детер­минантами, т.е. с тем фактом, что каждый человек, рождаясь на свет, застает уже установившийся определенный уровень материальной и духовной культуры, сложившуюся систему социаль­ных институтов и т.д. Он объективно включен в это "готовень­кое", и ему приходится действовать в тех рамках, которые оно диктует.

Со свободой органически связана и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ чело­века. Без свободы нет и ответственности. Если человек не сво­боден, ограничен какими-либо материальными или духовными фак­торами, то он не отвечает за свои действия. Но если человек поступает свободно, он в ответе и за последствия своих дейст­вий.

Учение экзистенциалистов носит ярко выраженный нравст­венно-этический характер, мобилизует людей на формирование их активной жизненной позиции. Так, в трудные времена второй мировой войны оно поднимало народы Европы на непримиримую борьбу с фашизмом, на противостояние тоталитаристской идео­логии.

Литература:

Антология мировой философии. В 4 т .

Введение в философию . Ч.1 . ГЛ. IV, разд. 1-6.

Радугин А. А. Философия: Курс лекций .

Современная западная философия.

Словарь. М., 1991. Философский энциклопедический словарь .

Философия: Учебник для вузов. Ростов-н/Д .

Страницы: 1 2 3 4 5 6