Сущность человека у Л. Фейербаха

Страница 2

Но «бога» можно познавать не только с помощью микроскопа — способом познания, заявленным в «Сущности христианства», также является созерцание (чувство, просветленное разумом). Будучи очень эмоциональным человеком, Фейербах не сумел удержаться на достойной научной высоте и соблюсти корректность в понятиях, и читатель получил от него сразу несколько определений «бога», или сущности.

1) Бог и сущность — природа, в которой человек — часть.

«Если же у нас больше нет вещей вне божественного ума, то мы уже больше не имеем вещей и вне сущности … не имеем вещей и вне бытия бога, — все вещи суть в боге… бога больше нет вне мира… Одним словом, мы приходим к спинозизму,

или пантеизму». (Фейербах Л. Сущность христианства. Соч. в 2-х тт. М. 1955, Т.1., с.154).

Как видим, в методологических предпосылках Фейербах не оригинален, а человек у него — заведомо производная величина, не могущая претендовать на абсолютный статус.

2) Бог — родовая сущность всех людей в истории.

«…бог

, как средоточие всяческих реальностей и совершенств, есть не что иное, как объединение для пользы ограниченного вида, сжатое понятие родовых свойств, распределенных между людьми и реализующихся в процессе мировой истории

… то, чего не знает и не может отдельный человек, то знают и могут люди в совокупности. Таким образом, божественное знание, охватывающее все частности сразу, осуществляется в знании рода…». (,Фейербах Л. Сущность христианства. Соч. в 2-х тт. М. 1955, Т.1. с. 56).

Это определение значительно сужает «масштаб» «бога». «Бог» становится людской количественной характеристикой. Означает ли это, что без человечества автоматически происходит упразднение всех объективных процессов? Тогда это субъективный идеализм. По Фейербаху, который не предъявляет специальных требований к человеку, следует, что человек приобщается к человечеству только по рождению. А это не собственно человеческая характеристика! Если человечество с его враждой, войнами суммарно соответствует понятию бога, то оно может в таком состоянии пребывать и дальше, Л. Фейербах не сообщает ему никаких новых знаний о себе самом.

3) Бог — собственная сущность человека.

«Абсолютная сущность, бог человека есть его собственная сущность». (Фейербах Л. Сущность христианства. Соч. в 2-х тт. М. 1955, Т.1., с.26).

«…Напротив, каждое существо для себя и по себе бесконечно и заключает в себе своего Бога, свою высшую сущность И сколь обширна твоя сущность, столь же неограниченно твое самоощущение, настолько ты – бог». (,Фейербах Л. Сущность христианства. Соч. в 2-х тт. М. 1955, Т.1. с.29).

После этого определения человек как вместилище сущности Бога становится богоравным и следовательно приобретает абсолютные права. Фейербах повторяется после теории «естественного человека», но разве можно быть богом в большей или меньшей степени? И что делать с огромным количеством возникающих в таком случае «богов»?

3.1) Разум является непременным условием «божественности» человека.

«Реальностью, субъектом разума является только человек …новая философия опирается на божество, …она исходит из божественности, т. е истинности человека в целом.

…человек есть мера разума Человек отличается от животного не только одним мышлением… все его существо составляет отличие от животного … мышление есть неизбежный результат и свойство человеческого существа». ( Фейербах Л. Сущность христианства. Соч. в 2-х тт. М. 1955, Т.1.с 39).

Если мышление есть свойство человека, то оно тоже божественной природы, почему тогда предпочтение отдается чувственной сфере?

3.2) Человек – существо чувственное. Человек – «живая превосходная степень сенсуализма.

. Человек обязан своим существованием только чувственности». (Фейербах Л. Сущность христианства. Соч. в 2-х тт. М. 1955, Т.1., с.162).

Заметим, что наличие чувственности не является отличительной характеристикой человека.

3.3) Человек как мера чувственного и разумного, их единство есть обоюдный продукт разума и чувственности.

«Человек …существо дуалистичное

…: идеалистическое и материалистическое существо… Поэтому философия как выражение человеческой сущности по своему формальному принципу существенно дуалистична. …Новая ф-я … превращающая существенный и высочайший объект сердца, т.е. человека, также в существенный и высочайший объект ума, обосновывает разумное единство головы и сердца,

мышления и жизни». (,Фейербах Л. Сущность христианства. Соч. в 2-х тт. М. 1955, Т.1. с.143).

3.4) Человек — носитель сознания.

Сознание — разум плюс чувства, которые нельзя ощущать ограниченными в себе и поэтому их содержание в каждом человеке является абсолютным. «Сознание … самоутверждение, любовь к себе самому, наслаждение собственным совершенством. Сознание есть отличительный признак совершенного существа». (Фейербах Л. Сущность христианства. Соч. в 2-х тт. М. 1955, Т.1., с.25).

Страницы: 1 2 3