Сущность и грани свободы

Безусловная ценность свободы признается всеми людьми. Гораздо сложнее определить, чем она является по самому своему существу: спектр мнений здесь колеблется в диапазоне от наивного «что хочу, то и делаю» до знаменитой «познанной необходимости». Ситуация осложняется еще и тем, что о свободе публично высказываются в основном политики и журналисты — люди, зачастую не только слабо знающие вопрос, но и лично далеко не свободные. Не случайно поэтому разговоры о свободе в лучшем случае сводятся к ее политическим аспектам; те, в свою очередь, к свободе устного и печатного слова, а последняя нередко отождествля­ется со свободой журналиста писать все, что ему заблагорассудится. Лю­бые же покушения на абсолютную свободу прессы расцениваются не иначе как тоталитарные покушения на свободу как таковую.

Поэтому так важно вновь и вновь возвращаться к философско-метафизическому осмыслению сущности свободы и природе ее так называемых превращенных (или иллюзорных) форм, иначе этим вели­ким словом и впредь будут прикрываться ситуации, со свободой никак не совместимые. Еще Э. Кассирер, анализируя фашистскую мифологию, проницательно заметил: «Свобода представляет собой один из самых неясных и противоречивых терминов не только в фи­лософии, но и в политике. Как только мы начинаем размышлять о свободе . то тут же оказываемся в запутанном лабиринте метафизиче­ских проблем и антиномий. Что же касается политической свободы, то все знают, что это один из самых общеупотребительных и вводящих в заблуждение лозунгов. Все политические партии стремятся убедить нас, что именно они являются подлинными представителями и «руле­выми» свободы. При этом они всегда определяют этот термин специ­фически и используют его в своекорыстных интересах».

Учитывая обширную литературу по проблеме свободы, мы, конеч­но, можем не освещать все ее нюансы и аспекты, равно как и не претен­довать на скодь-нибудь полное теоретическое решение вопроса о при­роде свободы. Поэтому мы ставим здесь перед собой двоякую цель.

Во-первых, дать синтетическое определение категории свободы, на­глядно продемонстрировав эвристические и методологические воз­можности диалектического метода, о чем много писали на предыдущих страницах. Здесь диалектическое движение мысли должно вскрыть су­щественные стороны исследуемого объекта, двигаясь от его наиболее абстрактных к конкретным свойствам, от периферии к центру, ничего при этом не теряя из предыдущего содержания, но каждый раз обога­щая наше понимание каким-нибудь новым аспектом понятия свободы.

Во-вторых, учитывая неразрывную связь проблемы свободы и с экзистенциальным, и с социальным, и с политическим измерением человеческого бытия, мы постараемся быть предельно актуальными и даже политизированными. Есть философские проблемы, даже в мета­физике и в онтологии, где невозможно рассуждать отвлеченно. Здесь с необходимостью рождается тот тип знания, которое выдающийся русский мыслитель С.Л. Франк назвал «живым знанием»: «Своеобра­зие такого живого знания в том и состоит, что в нем уничтожается противоположность между предметом и знанием о нем: знать что-ли­бо в этом смысле и значит не что иное, как быть тем, что знаешь, или жить его собственной жизнью»2. Представления человека о свободе (точно так же как его представления о творчестве, любви, истине и благе) относятся именно к такому типу знания. В силу этого онтоло­гический ракурс анализа свободы будет соседствовать у нас и с позна­вательными, и с аксиологическими аспектами свободы.

Сразу отметим, что нами принимается тезис об объективных онто­логических основаниях свободы в виде случайных и хаотичных явле­ний в мире. Их наличие и значимость в процессах развития детально обосновывает современная синергетика. Никакой фатализм и предо­пределенность невозможны даже на уровне микромира, не говоря уж о социальном и творческом бытии человека. Всегда и везде есть выбор

и разные пути, которые может избрать свободная воля человека. Понятию свободы мы и постараемся дать здесь систематическое теоретическое определение, синтезировав различные грани (аспекты) свободы, которые обыкновенно слабо разделяют при ее анализе. Между тем это служит источником многочисленных путаниц.