Суждение

Страница 1

Истолкование суждения как сочетания слов.

Представители номиналистической логики рассматривают логику как науку о языке. “Логика, - говорит английский номиналист Р. Уэтли, - имеет дело только с языком. Язык вообще, для какой бы цели он не служил, составляет предмет грамматики, язык же, насколько он служит средством… для умозаключения, составляет предмет логики. Исходя из такого понимания предмета логики, номиналисты отождествляют суждение с предложением. Для них суждение - это сочетание слов или имен.

“Предложение, - говорит номиналист Гоббс, - есть словесное выражение, состоящее из двух, связанных между собой связкой имен… Таким образом,

согласно номиналистам, то о чем мы, что-либо утверждаем (или отрицаем) в суждении, есть определенная связь этих слов. Такое истолкование природы суждения неправильно. Конечно, всякое суждение выражается в предложении. Однако предложение есть только языковая оболочка суждения, а не само суждение.

Суждение и предложение.

Если материальной оболочкой понятия служит слово, то материальной формой существования, носителем суждения выступает предложение.

Предложения делятся на:

а) Повествовательные.

б) Вопросительные.

в) Побудительные.

а) Повествовательные предложения выражают суждения. Они могут быть не только двусоставными, но и односоставными.

б) Вопросительные предложения, не выражают суждений. Бывают лишь правильными и неправильными.

в) Побудительные предложения, подобно вопросительным, тоже основаны на каких - либо суждениях.

Истолкование суждения как сочетания представлений или понятий

Значительная часть логиков-идеалистов считает, что то, о чем мы нечто утверждаем или отрицаем в суждении, есть представления (или понятия), а то, что мы утверждаем или отрицаем в суждении, является определенным отношением между этими представлениями (или понятиями). Наиболее рельефно эта точка зрения на суждение выражена у Канта и неокантианцев. Если номиналисты отождествляли суждение с предложением, то Кант и неокантианцы отрывают суждение от предложения, - говорит Кант, - я уже должен судить…."

По мнению Канта, суждение есть соединение представлений в сознании… Это представление сознаний лишь тогда имеет необходимый характер, когда данные представления подводятся под априорные чисто рассудочные понятия.

“Если разложить, - говорит Кант, - все наши синтетические суждения, насколько они объективны, то окажется, что они никогда не состоят из одних созерцаний, связанных, как обыкновенно полагают, в суждении только через простое сравнение; они были бы невозможны, если бы к отвлеченным от созерцания понятиям не было присоединено еще чисто рассудочное понятие, под которое те понятия подводятся и только таким образом связываются в суждение, имеющее объективное значение.

Таким образом, у Канта истолкование суждения как установления связи или отношений между представлениями или понятиями необходимо связано с идеалистическим истолкованием всей действительности.

То, о чем нечто утверждается в суждении, есть, следовательно, представления.

То, что утверждается в отношении этих представлений, есть определенное отношение (т.е. априорная чисто рассудочная категория). Отличие неокантианцев от Канта выражается лишь в том, что они вообще отказываются от признания существования материальной действительности, хотя бы и в виде непознаваемых “вещей в себе".

Атрибутный характер суждения.

Вещи не существуют в действительности без признаков, т.е. без качеств, свойств, состояний отношений и т.п. “…. Вещь, - утверждает К. Маркс, - есть совокупность многих свойств ."

В равной мере не существуют в действительности и признаки, оторванные от вещей. “Существуют, - говорит Ф. Энгельс, - не качества, а только вещи, обладающие качествами, и притом бесконечно многими качествами."

Поэтому и в мышлении предмет (вещь) отображается всегда в единстве с его признаками. “…Возможно ли, - спрашивает по этому поводу Н.А. Добролюбов, - отделять предмет от его признаков, и что остается от предмета, если мы представление всех его признаков и свойств уничтожим?"

Объективно существующее взаимоотношение между признаком и предметом отражается формой простого суждения.

Страницы: 1 2 3