Теория познания

Страница 5

Роль интуиции, подсознания в познании. Познание как творческий процесс.

4) Познание как процесс постижения истины. Проблема истины в различных философских школах. Диалектика абсолютной и относительной истины. Роль практики в познании истины.

Познание как процесс постижения истины

В чем заключается проблема истины?

Как формируется объективно-истинное знание?

Проблема истины в различных философских школах.

Истина - особое свойство человеческих знаний соответствовать объективной реальности (Аристотель). Т.е., истина не есть свойство предметов, это свойство знания быть адекватным этим предметам.

Истина - это состояние субъекта познания, при котором его понятие о мире соответствует его ощущениям (Беркли). По сути истина, как таковая, не существует, она всецело субъективна по содержанию.

Истина - организующая форма человеческого опыта (Богданов). Это значит, что не всякое адекватное реальности знание истинно, а только то, что практически полезно, благодаря которому образуется человеческий опыт.

Истина - соответствие субъективного по форме знания объективной реальности, мыслей человека - предметной действительности, адекватное отражение в сознании существенных закономерностей явлений и процессов, результат познания, зафиксированный в виде достоверного знания об объектах действительности.

Знание, в том числе и истинное, принадлежит человеку и без его существования в принципе невозможно. Следовательно, по форме (по носителю) истина - субъективна.

Но содержание наших знаний, если оно стремится быть истинным, не зависит от его носителя (его воли, интересов, устремлений). Оно - есть образ, копия, отражающая посредством знаков содержание, сущность объективного мира. По содержанию истина всегда объективна.

Одним из распространенных взглядов, отрицающих объективность содержания истины является так называемая конвенциональная концепция истины (софисты, эклектика), по которой истинное знание есть результат договоренности (конвенции) между людьми, принимавшими участие в изучении предмета и предлагающими принять соглашение о том или ином состоянии вещей. Однако, это отрицает адекватность истинного знания реальности. И хотя, познание истины - сложный, противоречивый процесс, но принимать на веру, либо беспочвенно соглашаться с некоторым знанием как достоверным - значит, уходить от объективности, т.е. истинности знания. Объективность и истинность знания в этом случае выступают синонимами.

Объективная истина может существовать как в форме относительной, так в форме и абсолютной истины.

Диалектика абсолютной и относительной истины

Относительная истина - неполное, неточное, знание о предмете, "приблизительно верный", "относительно правильный образ" действительности, соответствующий данному историческому этапу познания. Относительная истина обладает свойством изменения, уточнения по мере обнаружения новых, более точных способов и методов изучения мира, поэтому существуют этапы восхождения, углубления относительно истинного знания.

Как из кирпичиков, зерен относительной истины складывается истина абсолютная. Это - полное, исчерпывающе точное, не подлежащее изменению, абсолютно адекватное реальности знание об объекте.

Эти характеристики истины, по сути, являются полярными, диаметрально противоположными категориями. И, одновременно, они, будучи неразрывно связанными, взаимопроникают, взаимодополняют друг друга. В каждой относительной истине содержится частичка истины абсолютной. Абсолютная истина складывается как усовершенствование знания относительных истин. На определенном этапе истина абсолютная может превратиться в истину относительную, либо стать так называемой истиной вечной. Достижения абсолютной истины осуществляется через бесконечный процесс познания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7