Возникновение и основные особенности марксисткой философии

Страница 2

Создавая новую философию Маркс и Энгельс опирались также и на достижения естественнонаучной мысли. Особое значение для них, как писал Энгельс, имели 3 великих открытия того времени: открытие клетки, клеточного строения организмов растений и животных; эволюционная теория Дарвина и закон превращения энергии. Эти великие открытия нанесли сильный удар по метафизическим взглядам на природу, а также и по идеализму и религии. Если метафизики не видели связи между растительным и животным миром, то открытие клеточного строения организмов растений и животных доказало единство растительного и животного мира. И растения и животные начинали свое развитие с одного и того же – с клетки. Если метафизики не видели развития растительного и животного мира, то Дарвин в своей эволюционной теории показал, что растительный и животный мир не стоят на одном месте, а развиваются и при этом развиваются в силу естественных причин, в силу закона борьбы за существование. Если метафизики признавали лишь постепенные количественные изменения, которые происходили в мире, но отрицали коренные качественные изменения, то закон превращения энергии показал, что в мире наряду с постепенными количественными происходят и коренные качественные изменения, ибо превращение 1 вида энергии (тепловую в механическую) в другой – образование качественного нового вида энергии. Эти великие открытия способствовали развитию диалектических взглядов на природу, а также материалистических и атеистических, т.е. они способствовали созданию диалектико-материалистической философии. Маркс и Энгельс совершили переворот в философии. Энгельс по этому поводу писал, что с появлением марксизма старой философии пришел конец, т.е. той философии, которая претендовала на роль науки всех наук, на истину в последней инстанции и пыталась решать любые вопросы, в том числе частные. Маркс и Энгельс показали, что Философия не должна за частные, специальные науки решать их проблемы, что она имеет собственный предмет исследования, изучение наиболее общих законов развития природы, общества, мышления. Маркс и Энгельс создали качественно новую философию – диалектико-материалистическую. Эта философия диалектическая. Она показывает, что мир, материя, природа и общество находятся в бесконечном движении, изменении, развитии. Что движение, изменение, развитие происходят через борьбу противоположностей, т.е. противоречия – источник любого движения, изменения, развития, что в развитии происходит переход количественных изменений в качественные и обратно, что на смену старому идет новое. Что все в природе и обществе взаимосвязано. Эта философия Маркса и Энгельса – материалистическая философия и в понимании природы и в понимании общества. Общественное бытие, т.е. материальная жизнь общества – первично, а общественное сознание, т.е. дух жизни общества – вторично. Маркс и Энгельс создали также научную социологию или историоматериализм или материалистическое понимание истории.

До Маркса и Энгельса господствовал идеализм во взглядах на общество, его историю, т.е. их сознание, воля, чувства, настроение, переживания, иллюзии. А главной движущей силой развития истории объявлялись выдающиеся исторические личности, герои, дари, полководцы, государи, философы. Движение же народных масс осталось в тени. Маркс и Энгельс показали, что определяющей основой развития общества, истории является развитие материального производства, способа производства, конечное единство производственных сил и производственных отношений, что именно общественное бытие как материальная жизнь общества определяет общественное сознание, дух жизни общества. Главной движущей силой развития истории объявлялись не исторические личности. А народные массы, ибо именно они – основа производительной силы общества. Отмечая заслуги Маркса и Энгельса в создании истинной науки об обществе, Ленин писал, что хаос и произвол, которые царили до Маркса и Энгельса во взглядах на историю и на политику сменились поразительно стройной научной теорией, показывающей, что из 1 уклада экономической жизни развивается следствие развития производительной силы, новый более передовой уклад, как из феодализма например вырастает капитализм. Маркс и Энгельс впервые также соединили философию, теории в целом с политикой, с массовой борьбой пролетариата за его освобождение. Маркс в работе «Тезисы о Фейербахе» в последнем 11 тезисе писал, что философы лишь различным образом объединяли мир, а дело заключается в том, чтобы изменить его, те. Маркс подчеркнул здесь практическую сторону философии, заключавшуюся в замене капитализма на социализм.

Страницы: 1 2 3