Юмор

Юмор Кьеркегор определяет как пограничную область между этической и религиозной сферой. Как пишет Кьеркегор, «религиозный человек не является юмористом, но внешне он юморист». Как и религиозного человека, юмориста сопровождает противоречие (а именно противоречие - предмет комического), но если религиозный человек имеет противоречивое отношение между Богом и миром, Богом и самим собой, внутри себя (удерживая эти моменты одновременно вместе благодаря религиозной страсти), то юморист смотрит на это противоречие извне. В «Заключительном ненаучном послесловии» Кьеркегор называет юмор «инкогнито» религиозного человека. Внутри себя религиозный человек ни в коей мере не юморист, напротив, он занят своим отношением с Богом. Религиозный человек не может прямо и непосредственно выразить свое сокровенное (Inderlighed), потому что из-за прямого выражения будет потеряно парадоксальное противоречие, присущее религиозной сфере. Религиозный человек может выразить свое отношение к Богу только непрямым, косвенным образом, например, через юмор. Даже два религиозных человека, разговаривая между собой, не могли бы с точностью определить, достиг ли каждый из них уровня подлинной религиозности, «самое большее - они бы заподозрили друг друга в юмористическом согласии».