Заключение

Мы рассмотрели два наиболее ярких философских направления современной эволюционной теории. Каждое из них имеет специфическую научно-исследовательскую программу и по-разному подходит к пониманию истинного знания. Первая программа (эволюционная теория познания) представляет собой попытку исследовать когнитивные механизмы животных и людей путем распространения биологической теории эволюции на такие структуры живых систем, которые выступают в качестве субстратов (т.е. носителей) когнитивных процессов - нервную систему, органы чувств и т.д. Вторая программа (эволюционная теория науки) исходит из возможности объяснить культуру - в том числе идеи, гипотезы и научные теории - в терминах биологической эволюции, т.е. используя модели эволюционной биологии. Эти два направления тесно взаимосвязаны, так как восходят к теории эволюции Ч.Дарвина.

Оба течения имеют много общего в подходах к истине: в частности, оба признают познавательный релятивизм, принцип доверия познающему субъекту и социокультурную обусловленность научных терминов. Каждое из течений имеет особенную научно-исследовательскую программу, и, соответственно, взгляд на истинное знание под особым углом. Так, изучая, в основном эволюцию познавательного аппарата, Г.Фоллмер приходит к выводу, что человек не может достичь объективного знания об окружающей действительности, все наше знание гипотетично и ограничено лишь уровнем мезокосмоса. Между тем, исследователь выдвигает ряд критериев, которые применимы к совершенному когнитивному аппарату, выходящему далеко за пределы мезокосмического уровня познания.

Напротив, К.Поппер обращается к анализу научных теорий и приходит к выводу о том, что научное познание – лишь ключ к истинному знанию, заложенному в нас природой генетически. Он, в отличие от своих коллег, в том числе Ст.Тулмина, стоит на более оптимистических позициях в отношении возможности достижения истинного знания.

Таким образом, категория истины в эволюционной эпистемологии является не абсолютной, но «рабочей гипотезой», которая в процессе познания проверяется на соответствие новым фактам. Даже если она противоречит им, она не отбрасывается полностью, а претерпевает модификацию с целью устранения противоречий. Тем самым субъект все время продвигается вперед, углубляя и уточняя свои знания об окружающей действительности.

Несомненным является изоморфизм (структурное равенство) идей различных направлений постнеклассической науки, на котором основано направление эволюционной эпистемологии. Это проявляется в том, что ключевые идеи эволюционной эпистемологии по большей части согласуются с парадигмой постнеклассической науки, при одновременном сохранении диалектизма своих концепций, что обеспечивает данному направлению дальнейшее развитие.

Представляется, что структурному равенству способствует и то, что многие представители эволюционной эпистемологии (Ст.Тулмин, К.Поппер) являются одновременно и представителями постпозитивизма. Современная эволюционная теория составляет главную, но не единственную конкретно-научную основу и предпосылку эволюционной эпистемологии. Скорее она является базой для междисциплинарного синтеза, в который включается масса иного конкретно-научного знания из областей не только естественнонаучного, но и гуманитарного знания. Помещая эволюционную эпистемологию в центр междисциплинарного синтеза, ее творцы трактуют эволюционную теорию сознания «как мост между генетической и социокультурной эволюцией» (2,6). Таким образом, эволюционная эпистемология представляет собой перспективный вариант междисциплинарной науки и отвечает главному требованию постнеклассической науки - синтезу когнитивных практик.