Заключение
Глубочайшая дихотомия детерминизма и индетерминизма, потрясшая до основания мировоззренческие итоги мировосприятия нашего современника, упирается в выбор той или иной онтологии, столь желанной обывателю онтологии, абсолютизирующей устойчивость, и образа мира, где правит его Величество Случай' Когда говорится об универсальности детерминизма или индетерминизма, то утверждается его действие не только в физике, но и в биологии, психологии, в общественных науках и естествознании. В общем случае принцип причинности указывает на то, что для любого следсгвия имеется соответствующая, производящая его причина. Вместе с тем существуют, образно выражаясь, «бреши» в причинных цепях. «Утверждения о детерминированности будущего, - отмечает в связи с этим Ф, Франк, - являются тавтологичными и не дают никакой информации об эмпирическом мире. Утверждения, что будущее предопределено, кажется нам относящимся к языку обыденного здравого смысла. Если наука не включает всеведущего разума в свою понятийную схему, то под утверждением, что будущее детерминировано, она может иметь только то, что это будущее детерминировано законом». И именно к подобному верховному разуму взывал Лаплас. Его верховный разум должен был управлять причинными законами, которые позволили бы ему сделать предсказания о будущем состоянии мира на основе его настоящего состояния. Идея всеобщего предопределения связана с наличием «сверхчеловеческого или сверхъестественного» существа.
Особый интерес представляет заключение о том, что все законы оказываются специальными случаями причинных законов. Они устанавливают условия, по которым мы можем предсказать, что в будущем движения не будет. Однако такое состояние абсолютно невозможно. С другой стороны, произвол хаоса и иррегулярного поведения скреплен и ограничен фундаментальными физическими константами Широко признаваемые ныне статистические законы устраивают тем, что указывают на некоторое среднее поведение. Примем с точки зрения наблюдаемых явлений можно говорить только о таком среднем типе поведения, и, следовательно, в этом смысле все законы являются статистическими. Поскольку мир состоит из открытых, неравновесных систем, существование в таком нестабильном мире сопряжено с многочисленными бифуркациями и катастрофами. Человечество же ищет иной доли, оно страстно мечтает не только об истине, имеющей, увы, лик Горгоны, оно стремится к счастью, благоденствию и красоте. Муке ежедневного бытия противопоставляется спасение в духовных основах веры, то воспламеняющиеся, то затухающие искры надежды, возгорающиеся все ярче и ярче по мере того, как мы научаемся творить добро.
Все названные и многие другие итоги мировоззренческого развития науки начало XXI в. еще в смутном и неотчетливом виде воспроизводят представления о грядущем мозаичном и полифоничном образе мира, о котором как о «третьей культуре» писал И. Пригожин, «третьей волне» - О. Тоффлер, «третьей цивилизации» - Ф. Сагаси.
[1] см. Хайруллаев М.М. Мировоззрение Фараби и его вклад в историю философии. - Т.: 1967. С. 4.
[2] Там же.
[3] Ал-Фараби Логические трактаты. – Алма-Ата: Наука. 1975. С. 54.
[4] Ал-Фараби Логические трактаты. – Алма-Ата: Наука. 1975. С. 86.
[5] см. Файзуллаев А.Ф. Возникновение и развитие понятия «алгоритм» // Классическая наука Средней Азии и современная мировая цивилизация. – Т.: Фан. 2000. С. 31.
[6] Аль-Фергани Ахмад Астрономические трактаты. - Т.: Фан. 1998. С. 18 .
[7] Ал-Фергани Ахмад Астрономические трактаты. - Т.: Фан. 1998. С. 20.
[8] Беруни А.Р. Избранные произведения. Т.1, 2. - Т.: Изд. АН Уз. 1957. С. 43.
[9] Файзуллаев А.Ф. Исторические методы наблюдения как формы познания // Классическая наука Средней Азии и современная мировая цивилизация. - Т.: Фан. 2000. С. 243.
[10] Цит. по: Нугаев Р. М. Классика, модерн и постмодерн как этапы синтеза физической теории Философские проблемы классической и неклассической физики. - М 1998. С. 52-53.
[11] Князева Е К, Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным Вопросы философии. 1992. № 12. С. 19.
[12] Линде А. Д. Раздувающаяся Вселенная Успехи физических наук. 1984. Т. 144. Вып. 2. С. 177-214.
[13] См.: Князева Е. Н. Саморефлективная синергетика Вопросы философии. 2001. № 10. С. 106-107.
[14] Вернадский В. И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. - М., 1977. С. 4.
[15] Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. - М., 1986. С. 65.
[16] Арзаканян Ц.Т. Горохов В.Г. Предисловия // Философия техники в ФРГ. 1989. с. 4.
[17] Ломоносов. Собрание социнений. М. 1951. С 351-352.
[18] Там же с 359-360.
[19] Филосфский энциклопедический славрь. М. 1983. С 403.
[20] Краткий энциклопедический славарь М. 1994. С 287-288.