Зарождение и развитие классичечкой науки.

Страница 1

С первых двух глобальных революций в развитии научных знаний, происходивших в XV-XVH вв., создавших принци­пиально новое по сравнению с античностью и средневековь­ем понимание мира, и началась классическая наука, ознаменовавшая генезис науки как таковой, как целостного триединства, т. е. особой системы знания, своеобразного ду­ховного феномена и социального института.

Подготовительный этап первой научной революции при­ходится на эпоху Возрождения (1448-1540). В этот период происходит постепенная смена мировоззренческой ориента­ции: для человека значимым становится посюсторонний мир, а автономным, универсальным и самодостаточным - инди­вид. В протестантизме происходит разделение знания и веры, ограничение сферы применения человеческого разума миром «земных вещей», под которым понимается практически ори­ентированное познание природы.

Поэтому первоначальное «целое» науки в отличие от фило­софии - это математическое естествознание, и прежде всего механика. «Предоставив дело спасения души «одной лишь вере», протестантизм тем самым вытолкнул разум на поприще мировой практической деятельности - ремесла, хозяйства, политики. Применение разума в практической сфере тем более поощрялось, что сама эта сфера, с точки зрения реформаторов, приобретает особо важное значение: труд выступает теперь как своего рода мирская аскеза, поскольку монашескую аскезу про­тестантизм не принимает. Отсюда уважение к любому труду - как крестьянскому, так и ремесленному, как деятельности зем­лекопа, так и деятельности предпринимателя. Этим объясняет­ся характерное для протестантов признание особой ценности технических и научных изобретений, всевозможных усовер­шенствований, которые способствуют облегчению труда и сти­мулированию материального производства»'. В этих условиях и возникает экспериментально-математическое естествозна­ние, отделившееся от собственно философии как особой сфе­ры знания («великая дифференциация»).

Среди тех, кто непосредственно подготавливал рождение" науки, был Николай Кузанский (1401-1464), идеи которого оказали влияние на Джордано Бруно, Леонардо да Винчи, Николя Коперника, Галилео Галилея, Иоганна Кеплера.

В своих философских воззрениях на мир Николай Кузанский вводит методологический принцип совпадения противоположностей - единого и бесконечного, максимума и мини­мума, из которого следует тезис об относительности любой точки отсчета, тех предпосылок, которые лежат в фундамен­те арифметики, геометрии, астрономии и других знаний. От сюда он делает заключение о предположительном характере всякого человеческого знания, а не только того, которое мы получаем, опираясь на опыт, как считали в античности. По­этому он уравнивает в правах и науку, основанную на опыте, и науку, основанную на доказательствах.

Большое внимание Николай Кузанский придает измери­тельным процедурам, поэтому интерес представляет его по­пытка дать «опытное» обоснование геометрии с помощью взвешивания, которое воспринимается им как универсальный прием. Механические средства измерения уравниваются в правах с математическим доказательством, что уничтожает ранее непреодолимую грань между механикой, понимаемой как искусство, и математикой как наукой. Это те предпосыл­ки, без которых не могло бы возникнуть исчисление беско­нечно малых и механика как математическая наука.

Применяя принцип совпадения противоположностей к астрономии, Кузанский высказал предположение, что Земля не является центром Вселенной, а такое же небесное тело, как и Солнце и Луна, что подготавливало переворот в астроно­мии, который в дальнейшем совершил Коперник. А приме­ненный к проблеме движения принцип совпадения противо­положностей дал Н. Кузанскому возможность высказать идею о тождестве движения и покоя, что в корне противоречило ан­тичному и средневековому пониманию, утверждавшему, что покой и движение - качественно различные и принципиаль­но несовместимые состояния.

Страницы: 1 2 3 4 5 6