Актуальные философские проблемы человека

Страница 5

Имея ввиду этот реальный, а не абсолютный смысл жизни, мы полагаем, что в общем плане можно сказать: СМЫСЛ ЖИЗНИ СО­СТОИТ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА КАК САМОЦЕЛИ, ЕГО ВСЕСТОРОННЕМ СО­ВЕРШЕНСТВОВАНИИ. Как писал Кант, существование человека "име­ет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его си­лах, он может подчинить всю природу".

Определить личностный смысл жизни - это значит осмыслить жизнь во всей ее сути и в большом плане; это значит объяснить, что в ней подлинное, а что - мнимое; это, наконец, определить не только основные задачи и цели жизни, но и реальные средства их осуществления. По мнению С. Л. Рубинштейна, все это бесконеч­но превосходит всякую ученость и связано с драгоценным и ред­ким свойством - мудростью.

"Юноше, обдумывающему жизнь" и пожелавшему узнать смысл ее с самого начала, ничего не остается, как только обратиться к тем, кто ее уже прожил, причем прожил, конечно, мудро; а еще лучше - к летописи человеческой мудрости, проверенной на опыте не только одного человека, но и всего человечества. Од­но из древних и в различных модификациях встречающееся у всех народов высказываний на этот счет таково, что оно, увы, не ос­тавляет надежды для спешащих получить готовый ответ на этот вопрос в начале жизни и отсылает их к самой жизни: "сначала жить, потом философствовать"

Близка к ней, но более человечна, в традициях русской философии, мысль Ф. М. Достоевского: надо не просто "сначала жить", а прежде всего надо "жизнь полюбить", причем "полюбить больше, чем смысл ее"; как говорит Алеша Карамазов, полюбить жизнь "прежде логики, и только тогда я и смысл пойму". Доба­вим, что сердцевиной этой любви к жизни является любовь к лю­дям, положенная в основу всех дел, мыслей, чувств и поступков личности.

Ко всему сказанному следует добавить, что поскольку чело­век в своей сути существо общественное, поэтому и смысл его жизни может быть найден только на пути сопряжения интересов и целей общества и личности. Общность индивида и рода, лично­сти и социума дает основание оптимистически смотреть на бытие человека в мире и смысл его жизни. Трагизм индивидуальной смерти преодолевается тем, что человек и после смерти остает­ся в результатах своей деятельности, своего творчества в благородной памяти потомков.

Литература:

Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы филосо­фии. - 1989, №2.

Айер А. Дж. Человек как предмет научного исследования // Философские науки. - 1991, №1.

Бердяев Н. А. Эрос и личность. - М., 1989.

Бердяев Н. А. Судьба России. - М., 1990.

Буржуазная философская антропология XX в. - М., 1986.

Гельвеций А. К. О человеке. - М., 1974.

Дубинин Н. Н. Что такое человек. - М., 1984.

Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990.

Культура, человек, картина мира. - М., 1987.

Каримский А. М. Социальный биологизм. - М., 1981.

Карпинская Р. С., Никольский С. А. Социобиология. - М., 1988.

Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. - М., 1991.

Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -Т. 42.

Моисеев Н. Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии. - 1990, №6.

Моуди Р. Жизнь после смерти. - М., 1990.

Новгородцев П. И. Об общественном идеале. - М., 1991.

О человеческом в человеке. - М., 1987.

Проблема человека в западной философии. - М., 1988.

Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. Под ре­дакцией проф. В. Н. Лавриненко. - М., 1995.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М., 1987.

Франк С. Л. Смысл жизни // Вопросы философии. - 1990, №6.

Страницы: 1 2 3 4 5 6