Диалектика и метафизика

Страница 11

г) как вечное движение по кругу, без возникновения нового (концепции "круговорота"):

д) как движение, из которого изымается его сущность - противоречие;

е) как только прогресс, т.е. восхождение от низшего к выс­шему, от простого к сложному.

Возможны и другие, в том числе и смешанные интерпретации развития, связи и взаимодействия.

ВИДЫ МЕТАФИЗИКИ могут быть выделены по различным основа­ниям (критериям). Так, метафизическим, антидиалектическим мо­жет быть как метод познания, так и способ практической деталь­ности - бюрократизм, консерватизм, волюнтаризм, т.е. любые од­носторонние действия.

Метафизический способ познания включает в себя целый ряд разновидностей, которые возникают в результате абсолютизации отдельных моментов, форм, этапов и т.п. познавательного про­цесса. Ранее некоторые из этих разновидностей были названы - идеализм, сенсуализм, рационализм, эмпиризм, догматизм, реля­тивизм и др.

К ним следует добавить СОФИСТИКУ и ЭКЛЕКТИКУ, которые за­родились еще в древней Греции и использовались для "обоснова­ния" истинных суждений, бывших на самом деле заведомой ложью. Так, знаменитый античный софизм "рогатый" "доказывал": "Что ты не терял, то имеешь; ты не терял рога: значит, у тебя ро­га".

Софистика и эклектика являются, пожалуй, наиболее "ковар­ными и хитрыми" разновидностями антидиалектического способа мышления. Они и сегодня широко используются для "доказатель­ства" неверных выводов и "обоснования" неправедных дел, осо­бенно в сфере политики.

Сущность софистики и эклектики заключается в том, что из­менчивость, гибкость понятий они применяют не объективно, т.е. не как адекватное отражение развивающейся действительности, а произвольно, чисто субъективистски. Как правило, их главная цель - сознательное, преднамеренное искажение истины, извра­щенное представление действительности, стремление выдать ложь за истину. Это достигается, как показано выше, с помощью сис­темы специфических приемов и уловок (софизмов), основанных на нарушении принципов формальной и диалектической логики.

Основное различие софистики и эклектики - при всем их сходстве - состоит в том, что характерными приемами последней являются субъективистское выхватывание лишь отдельных сторон предмета (или мыслей, взглядов, фактов и т.п.) и их произволь­ное, механическое соединение чисто внешним образом. Результатом этой процедуры является агрегат, хаотическое множество, а не целостная, развивающаяся система в единстве всех своих сторон и связей.

Софистика и эклектика, хотя и признают гибкость, диалектичность понятий (что, несомненно, является их важным рацио­нальным моментом), но вследствие своего произвола и субъекти­визма не доходят до реальной диалектики объективной действи­тельности.

Литература:

Введение в философию: Учебник для вузов . Ч. 2. С. 95-184.

Волчек Е. З. Философия: Пособие для студентов. Второе, ис­правленное, издание. - Минск, 1995. С. 107-131.

Конспект лекций по курсу "Философия" . С. 117-125.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12