Истина в эволюционной теории познания

Страница 1

Специфика эволюционной теории познания заключается в том, что она «объясняет и описывает не эволюции человеческого познания, а только эволюции наших когнитивных способностей» (13,47).

Родоначальником эволюционной теории познания являются австрийский исследователь поведения животных К.Лоренц. На основе материала о поведении животных он впервые попытался объяснить природу нашего стремления к познанию. Таким образом, предметом данного направления в философии науки является познание (в том числе и научное). Сам термин «эволюционная эпистемология» был введен в философию Д.Кэмпбеллом в статье 1974г, посвященной анализу эпистемологии К.Поппера. В 1986г в Вене состоялся первый конгресс по эволюционной эпистемологии, открывшийся докладами ее основоположников – К.Лоренца и К.Поппера. С этого момента можно говорить о размежевании общего течения на специализированные направления, о которых шла речь во введении. В научной литературе четко определяется эволюционная теория познания во главе с К.Лоренцом и Г.Фоллмером и эволюционная эпистемология К.Поппера и Ст.Тулмина.

Но следует отметить, что подобное размежевание носит условный характер, а их основные идеи базируются на исходных представлениях дарвиновской теории.

К.Лоренц, основатель эволюционной эпистемологии, считает, что «наши познавательные способности есть достижение врожденного аппарата отражения мира, который был развит в ходе родовой истории человека и дает возможность фактического приближения к внесубъективной реальности (то есть истины – А.У.)» (2,4). Таким образом, исследователь признает возможность познания истины. Это отличает эволюционную эпистемологию от других течений постнеклассической науки (особенно постмодернизма), пересматривающих традиционную трактовку данного понятия. Но сама истина сильно зависит от того, в каких условиях происходит процесс познания. К.Лоренц в связи с этим выдвигает понятие «мезокосмос», которое затем было разработано Г.Фоллмером. Мезокосмос - своеобразный уровень средних измерений, на котором только и действует интуиция среднего европейца. Это уровень понятий классической науки, где действуют законы Евклида и Ньютона (7,245). «Каждый организм, включая также и человека, имеет свою собственную когнитивную нишу или окружающий мир.… Наш мезокосмос есть, таким образом, часть реального мира, которым мы овладеваем, воспринимая и действуя сенсорно и моторно…» (13,50). Соответственно, истинным для субъекта познающего будут те законы и теории, которые действуют в мезокосмосе, на уровне, к которому приспособлен наш познавательный аппарат. Таким образом, в эволюционной теории познания присутствует некоторая степень познавательного релятивизма. Кроме того, признаются и экстерналистские идеи. «Немногие отдают себе ясный отчет в том, в сколь высокой степени социальные и культурные факторы воздействуют на этот аппарат и его функции, а тем самым и на все, что мы считаем истинным, правильным, достоверным и действительным» (5,399).

Если К.Лоренц занимался преимущественно эмпирическими исследованиями и обобщениями, то Г.Фоллмер провел теоретическое обоснование идей эволюционной эпистемологии, в результате чего она получила статус науки. Данный исследователь больше, чем другие представители направления, уделил внимания проблемам истинности и объективности знания, в том числе и научного.

Страницы: 1 2 3 4