Истина в эволюционной теории познания

Страница 4

Нужно отметить, что идеи эволюционной эпистемологии вполне согласуются с другими направлениями философии науки. Они не только не противоречат последней в решении эпистемологических вопросов, а, скорее, дополняют их. Например, следуя известной идее догматизма «нормальной науки» Т.Куна, К.Лоренц признает, что «все научные идеи, гипотезы и теории проходят эволюционный путь от ереси до ортодоксии…Застывшая доктрина становится догмой, вырабатывает «иммунитет» к новому знанию, отторгает все чуждое, ей несвойственное как недоказанное и непроверенное (16,123). Подобные идеи можно найти и у других представителей эволюционной эпистемологии (например, у К.Поппера).

Г.Фоллмер отмечает, что «непременное требование к современной теории познания - её совместимость с соответствующими эмпирическими фактами. Эволюционная теория познания представляет собой попытку соответствовать также и этому требованию» (Фоллмер Г. Послесловие к пятому изданию в 14). При этом эмпирические факты являются, согласно Фоллмеру, объективными только в мире средних размерностей – мезокосмосе.

Г.Фоллмер выдвигает идею об изоморфизме – структурном равенстве – между развитием биологическим и когнитивным. Но так как идеальное приспособление к окружающей среде невозможно, то, следуя принципу изоморфизма, и идеальное приспособление познавательного аппарата к окружающим условиям также невозможно. В соответствии с этим и объективное истинное знание также имеет гипотетический характер: истина существует, но достижение ее с помощью познавательного аппарата на современном уровне эволюционного развития не гарантируется. «…Объективное познание возможно, но не гарантируется. Однако даже если мы имели бы часть объективного знания, часть реальной истины, мы не смогли бы этого доказать. В эволюционной теории познания это рассматривается как окончательная граница человеческого познания, которую видел уже Ксенофан, затем подчеркнули Поппер и другие» (13,43-44).

Тезис о доверии познающему субъекту истолковывается в рамках «гипотетического реализма» и показывает, что реальный мир может быть частично познаваем, состоятельность же самого предположения может быть проверяема. Тем не менее, мы не можем получить надежного знания об окружающем нас мире (14,54-55).

Таким образом, эволюционная теория познания стоит на близко к позициям познавательного релятивизма, то есть мы можем постичь истинный смысл явлений и вещей только в рамках определенного познавательного уровня, мезокосмоса, где только и могут действовать механизмы нашего познавательного аппарата.

Признавая, что познание эволюционирует в направлении, обеспечивающем выживание субъекта, эволюционная теория познания соответственно этой цели ограничивается и в понимании истины. То знание является истинным, которое обеспечивает выживание познающего субъекта. В этом эволюционная теория познания объединяется со многими позициями современной философии науки, обеспечивая тем самым требование науки XXI века - синтеза когнитивных практик.

Страницы: 1 2 3 4